СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение души. Народная педагогика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Проблемы нравственного воспитания, морали остро возникают перед обществом в смутные, неспокойные времена переходных периодов. Мы  не исключение. Развитие духовности не может быть без ощущения себя как части своего народа, его культуры, быта. Вернуть утраченное, восстановить веками созданную систему нравственных ценностей, человеческих отношений поможет обращение к фольклору.

       Жизнь показывает, что без обучения с малых лет любви к родному краю, стране, культуре и традициям своего народа, без претворения в  жизнь этих знаний на практике мы рискуем воспитать поколение потребителей.

  Сейчас часто можно встретить молодых людей,  которые не чтят стариков, не дорожат нашей культурой, историей. Зачастую, они заменяют духовные ценности денежным эквивалентом. Эта молодежь не стремится создать семью, тем самым, разрушая традицию ценности семейных отношений, рождения и воспитания детей. Рвётся нить поколений.

   «Есть закон человеческой природы и культуры, - писал в начале века философ Иван Александрович Ильин, - по которому все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное может родиться именно в лоне национального духа, опыта, уклада».

       На всех уровнях стараются решить проблему возрождения нации. По – нашему мнению не стоит выдумывать колеса! Просто необходимо обратить свое внимание  на культурные традиции народов, проживающих в нашей стране, на людей старшего поколения, тех, кто еще нас не покинул и хранит информацию, которая может нам возродить духовное образование ребенка.

«Исследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства. От всей жизни народа это единственный остаток на земле, и мы - наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа. Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».

«Являясь полнейшей и вернейшей летописью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений….

…изучение родного языка в народной литературе, в живой народных песнях, в творениях народных писателей, в живой народной речи должно постоянно противодействовать чуждым элементам и претворять их в русский дух…

Национальная особенность характера вернее прочих особенностей передается от родителей к детям».

К.Д.Ушинский

Народная педагогика построена на принципе любви и помощи: когда ты маленький тебе помогают, любят, холят, заботятся. Вырастая, человек начинает сам заботиться о тех, кто состарился, тем самым как бы отдавая дань тем, кто о нем заботился.

 «То, что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай от детей»

 Питтак

Доступные для понимания ребенка жанры фольклора: песенки, потешки, пестушки, сказки,  пословицы, загадки, скороговорки помогут  родителям воспитать нравственную, духовно богатую личность.

      Пение от речи отличается тем, что в речи человек строит логические обороты и этими связями, целями причин и следствий он связан с миром. А когда человек поет, то переходит в эмоциональную, духовную сферу.

        Человек в пении раскрывается, становится самим собой, Те, кто поют вместе, как правило, хорошо друг к другу относятся и в пении с удовольствием раскрывают друг перед другом свою душу.

          Сегодня, к сожалению, люди поют очень редко:

     одни - потому что ставят превыше всего свое собственное «Я», а в таком состоянии невозможно быть открытым, а значит и петь,

     другие – просто стесняются, потеряв способность к пению по очень простым причинам:

       - в детстве им не пели колыбельных (много современных мам не знают и не поют сейчас своим детям этих простых песенок на ночь).

       - в отрочестве дети не наблюдали своих родителей поющими.

       - современные молодые люди не поют оттого, что не знают песен, которые действительно собрали бы их, позволили бы каждому быть свободным и раскрытым перед всеми.

      Учены говоря, что современному человеку необходимо для «профилактики души» петь хором ходя бы раз в месяц.

       Колыбельная песня – непременный элемент традиционного быта русского народа. Дите засыпало под  баюканье матери («баять» - говорить, заговаривать, шептать). «Байку» напевала ребенку мать или бабушка, мерно покачивая люльку ногой. Колыбельная не только усыпляла, но и воспитывала ребенка:

  • знакомила  его с окружающим миром, с животными и птицами, деревьями, цветами, днем и ночью,
  • птицы, звери, даже страшный волк в этих песня называется ласково: гуленьки, собачка, серый волчок,
  • все персонажи звериного мира похожи на людей: работают, живут как люди,
  • через образы колыбельной песни воспитывалась любовь к природе, животному миру: гули варят кашу; котик качает люльку и получает за работу шубку, сапожки, платок и т.д.  
  • На 1000 колыбельных – 600 песен о коте или кошке.
  •  А еще в колыбельных поется о самых близких ребенку людях, все члены семьи перечислялись и каждый показан был в труде

     « Баю, баю, зыбаю                                          

  Отец ушел за рыбою,                                                                         

  Мать ушла пеленки мыть,                                                                    

   Бабушка коров доить,

   Дедушка дрова рубить».

                                                                                    « Когда будешь ты большой - 

                                                                                       Будешь рыбку удить,

                                                                                       Да тетерку ловить,

                                                                                       Будешь лес рубить,

                                                                                       Тятьку с мамкой кормить».

 

         Народная педагогика основана на вере в то, что ребенок с первых дней жизни мыслит и материнская песня, попадая ему в душу, потом отзовется. Ведь не зря в Дагестане говорят о плохом, злом человеке:

     « Ему мать не пела колыбельных песен».

         Подрастающего ребенка забавляли песенками – пестушками, потешками. Эти незамысловатые песенки не только развлекали, но по-своему учили правилам поведения, гигиене, взаимоотношениям с другими людьми.

 («Сорока – сорока»,  «Что в горбу?», «Водичка, водичка», «Расти коса»).

       Сказка терапия в сегодняшнее неспокойное время очень необходима ребенку. Он должен верить в доброе, хорошее, в то, что добро побеждает зло. Только счастливый, верящий в добро человечек может вырасти в настоящего человека, способного противостоять жизненным трудностям.

       «В человеке нет добра от рождения, но есть потребность в нем….Сильные и талантливые люди, как правило, добры. Чем лучше  питали человека добром и красотой, чем больше вокруг него ценили правду и труд, тем крепче будет его нравственное здоровье… Вера в добро со временем укрепится в нем и станет основой мировоззрения».

      Соловейчик С.Л.

      Необходимо помнить о том, что рассказанная или прочитанная  мамой и папой сказка поможет передать все нюансы, чувства, которые из поколения в поколение, из уст в уста передавались нашими предками. Совместное переживание, эмоции, проговаривание ситуации необходимо каждому ребенку, никакой компьютер, магнитофон не заменит живого языка близкого человека, родней которого для ребенка нет. Мама и папа являются неоспоримым авторитетом у малышей, поэтому так важно непосредственное общение с ребенком.

«Вы воспитываете  его в каждый момент вашей жизни..»    Макаренко А.С.

      Обучение души очень важно, и народная педагогика является важным элементом этого обучения. Если ребенок играет с раннего возраста в игры разных национальностей, знакомиться с культурой, историей, традициями своих предков и территориальных соседей, он никогда не пойдет рушить могилы усопших, оскорблять людей с другим цветом кожи, разрезом глаз, относится без почтения к пожилому возрасту. 

Категория: Всем учителям
12.02.2015 11:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!