СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Продуктивные, рецептивные грамматические навыки; требования к обучению грамматике; упражнения.
Обучение грамматической стороне иноязычной речи в средней школе
Под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксические закономерности организации текстов из слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения. История преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения.
Базовый минимум грамматических средств изучается в школе концентрически. Ряд явлений и конструкций может на младшем и среднем этапах усваиваться как рецептивные, а на старшем и профильно- ориентированном – как продуктивные. За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть продуктивными и рецептивными грамматическими навыками. К продуктивным навыкам грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме относятся навыки образовывать грамматические формы и конструкции; выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения; уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения; владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык; формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу; различать грамматическое оформление устных и письменных текстов Рецептивными грамматическими навыками в аудировании и чтении являются:
- узнавать и вычленять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением; - дифференцировать и идентифицировать грамматические явления по формальным признакам и строевым словам;
- соотносить значение грамматических форм и конструкций со смыслом контекста;
- различать сходные по форме грамматические явления;
- прогнозировать грамматические формы слова; устанавливать группы членов предложения;
- определять структуру простого предложения;
- определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов;
- устанавливать логические, временные, причинноследственные, сочинительные и подчинительные отношения и связи между элементами предложения;
- устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка.
• Что касается источников отбора грамматического минимума для усвоения, то продуктивная грамматика отбирается из звучащей речи или диалогических образцов печатных текстов литературно-разговорного и художественного стилей, созданных носителями языка. Рецептивный грамматический минимум отбирается из печатных источников, отражающих специфику книжно-письменной речи. Продуктивная грамматика отбирается с учетом коэффициента стабильности, образцовости и исключения синонимических грамматических явлений. • В рецептивный грамматический минимум включаются явления, которые учащиеся должны понимать при чтении. К основным принципам отбора рецептивного грамматического минимума относятся коэффициент стабильности, а именно частотности и распространенности в книжно письменных источниках; принцип многозначности. • Овладение грамматическими средствами должно происходить в процессе их практического использования в реальной коммуникативной деятельности или в учебной ситуации, имитирующей реальное речевое общение. Объектом изучения в широком смысле слова является текст как продукт речевого общения и контекст.
Существует несколько основных требований к обучению грамматике в рамках коммуникативно-деятельностного подхода:
1. материал для обучении грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций; 2. в учебном материале следует четко выделять формальные, семантические и функциональные аспекты.
3. грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах; 4. введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.
5. пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала; 6. для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу. Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, ибо в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения.
Целесообразно выделить три типа упражнений для обучения учащихся речевой деятельности:
1) языковые;
2) условно-речевые;
3) подлинно речевые упражнения.
Под подлинно речевыми понимаются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для обучающихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется, как правило, для развития речевых умений (например, «Опишите ситуацию, изображенную на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц» и т.д.).
Упражнения, имитирующие речевую коммуникацию в учебных условиях, являются учебно-речевыми или условно-речевыми (например, «Ответьте на вопросы по рисункам», «Ответьте на вопросы, употребив указанную грамматическую форму» и т.д.). Этот тип упражнений является наиболее эффективным для целенаправленного формирования речевых навыков во всех видах речевой деятельности.
К языковым относятся все упражнения, в которых нет никаких признаков коммуникативности, или упражнения с некоторой речевой направленностью.
К первому виду языковых упражнений относятся все языковые аналитические упражнения (например, «Перепишите предложения, поставив глаголы в нужном времени», «Дополните предложения соответствующими глаголами» и т.д.), а также так называемые тренировочные (предречевые, формальные) упражнения (например, «Перепишите предложения в вопросительной форме», «Образуйте из двух предложений одно сложноподчиненное», «Постройте предложение по образцу» и т.д.).
Ко второму виду относятся упражнения, содержащие некоторые элементы учебной речевой коммуникации (например, «Замените прямую речь косвенной», «Напишите предложения в пассиве» и т.д.).
Реализация эффективных приемов обучения грамматике на среднем этапе
Любой навык формируется упражнениями. Типы грамматических упражнений определяются целевой установкой. Продуктивные упражнения тренируют определенные действия по выбору модели предложения или по его структурированию в связи с замыслом отправителя речи. Рецептивные упражнения направлены на узнавание формы и понимание содержания высказывания. Различают упражнения для усвоения грамматического материала и упражнения для усвоения речевых действий с изучаемым материалом. Однако, как правило, расчленение материала и операции с ним практически невозможно. Поэтому усвоение грамматической структуры составляет единое целое с усвоением операций по ее образованию и употреблению, с одной стороны, и по выделению ее формальных признаков и синтезированию содержания на их основе, с другой. В связи с этим грамматические упражнения должны быть направлены на усвоение формальной стороны грамматического явления и его функционирования в речи. Одновременная выработка грамматических навыков продуктивной и рецептивной речи нецелесообразна. По мнению В.С.Цетлин, одновременное овладение продуктивными и рецептивными навыками вызывает взаимную интерференцию. Следует учитывать также, что перенос из продуктивных грамматических навыков в рецептивные совершается успешнее, чем перенос из рецептивных в продуктивные. По данным В.С.Цетлин, выполнение рецептивного задания после продуктивно направленного обучения составляет 40-70%. Выполнение продуктивного задания после рецептивно направленной тренировки составляет 20-30%.
Ниже приводятся образцы грамматических упражнений.
Рецептивные и рецептивно-продуктивные упражнения с опорой на текст
Определить синтаксическую функцию данной грамматической формы в предложении (выборочный грамматический разбор).
Найти в тексте изучаемую конструкцию.
Объяснить употребление данной грамматической формы.
Выписать из текста изучаемые явления и сгруппировать их.
Определить грамматическую форму выделенных слов.
Определить соотношение действий главного и придаточного предложений во времени (одновременность, предшествование, следование).
Перевести предложение на родной язык, сравнить количество слов в предложении родного и. иностранного языков.
Перевести предложение на родной язык.
Привести все возможные способы передачи данной мысли на родном языке.
Заменить выделенную словоформу по образцу.
Заполнить пропуск, выбрав подходящую словоформу из приведенного перечня.
Составить предложение по подстановочной таблице.
Поставить подлежащее во множественном числе и произвести соответствующие изменения в оформлении других членов предложения.
Отнести данные действия в прошлое, сделать необходимые трансформации.
Заменить словоформу, выражающую определенное грамматическое значение, словосочетанием того же грамматического значения.
Изменить структуру данного предложения по модели.
Трансформировать утвердительное предложение в отрицательное.
Изменить предложение, выразив отрицание лексическими средствами.
Прослушать текст, ответить на контрольные вопросы, употребив изучаемые грамматические структуры.
Прослушать и повторить за диктором незаконченные предложения, закончить их с подсказкой или без подсказки диктора.
Пересказать текст, используя изучаемые грамматические явления.
Продуктивные упражнения
Перевести предложения на иностранный язык, употребив изучаемое грамматическое явление.
Перевести предложения на иностранный язык, воспринимая их на слух и фиксируя лишь иностранный эквивалент (так называемый диктант-перевод).
Описать ситуации, используя определенные конструкции.
Рассказать о проведенном выходном дне, используя настоящее время глагола с приставками, придаточные предложения обстоятельства времени.
Спросить своего товарища о том, как он предполагает провести летние каникулы, используя будущее время.
Спросить своего товарища о жизни в молодежном лагере, где он был летом, используя формы прошедшего времени.
Рассказать о том, что можно делать во время зимних каникул; что следует делать сегодня после занятий (модальные глаголы).
Назвать, используя карту, важнейшие города и реки страны изучаемого языка (употребление артикля с именами собственными).
Высказать свое мнение о том, где летом лучше - в городе или в деревне, и объяснить почему (безличные и неопределенно-личные предложения).
Употребить приведенные пословицы в подходящей ситуации.
Рассказать товарищам о летних каникулах, задать им соответствующие вопросы (выражение прошедшего действия, связанного с настоящим),
Рассказать, как обставляется новая квартира (выражение связей между словами, обозначение категории неопределенности).
Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные и повелительные.
Преобразовать прямую речь в косвенную, и внести соответствующие изменения во всем предложении.
Придумать предложение по образцу.
Сократить придаточное предложение с помощью предикативного оборота с неличной формой глагола.
Заменить оборот с неличной формой глагола придаточным предложением.
Расширить предложение добавлением изучаемой грамматической словоформы.
Составить из двух предложений одно простое.
Соединить приведенные простые предложения, образовав сложноподчиненные.
Дополнить предложения, выбрав нужное словосочетание из предлагаемого списка.
Прочесть текст, ответить на контрольные вопросы, используя изучаемое грамматическое явление.
Прочесть предложения и перевести их фрагменты, данные в скобках.
Выбрать из синонимического ряда адекватное средство для передачи данной мысли на иностранном языке.
Составить предложения, используя данные слова и словосочетания.
Выразить ту же мысль другими средствами.
Составить инсценировку по тексту, используя преимущественно изучаемые грамматические явления.
Рецептивно-продуктивные упражнения с опорой на звучащий образец
Прослушать образец, разбить его на синтагмы, вычленить изучаемую грамматическую форму, произнести ее.
Прослушать запись, воспроизвести в интервалах услышанные образцы, имитируя интонацию диктора.
Прослушать пары предложений и установить, в чем их различие.
Определить на слух значение омонимических форм.
Прослушать запись образца и изменить, его по заданию, уложившись в отведенные для этого паузы (замена времени, лица, числа и пр.).
Прослушать предложение и упростить его структуру.
Ответить на общие вопросы, включающие изучаемую грамматическую форму.
Ответить на альтернативные вопросы, включающие изучаемую грамматическую форму.
Ответить на общие вопросы диктора, используя нужную структуру.
Ответить на общие вопросы, употребив в ответе изучаемую грамматическую форму.
Таким образом, проблема формирования грамматических навыков является одной из наиболее актуальных в связи с утверждением ведущей позиции грамматики в формировании коммуникативной компетенции.
Основным фактором, обусловливающим успех обучения речевой деятельности, являются упражнения, ибо в упражнениях, моделирующих деятельность, формируются, развиваются и совершенствуются речевые навыки и умения. Любой навык формируется упражнениями. Типы грамматических упражнений определяются целевой установкой. Грамматические упражнения должны быть направлены на усвоение формальной стороны грамматического явления и его функционирования в речи.
© 2017, Хирная Наталья Вячеславна 7283