СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Очевидное-невероятное: что оценивают школьные оценки?
Мы уже подвергли беспристрастному анализу такие «сакральные устои» российского образования, как
Казалось бы, оценка, что тут такого? Учитель оценивает знания ученика, ставит ему оценку за ответ или за работу в тетради, в журнал, в дневник… Все просто и понятно. Оказывается, нет, не просто и не понятно.
Начнем с терминов
Во-первых, оценку не ставят. Учитель производит оценивание, оценивает. Но не знания, а учебные успехи, учебную деятельность ученика – то, что он непосредственно может наблюдать (деятельность учащихся или ее результаты). Это не просто какой-то конкретный предмет, не просто тема, это конкретная работа учащегося, конкретная разновидность учебной деятельности, решения задачи. И результат оценивания – оценка, но ее «поставить» нельзя, потому что эта оценка – это мнение учителя, его мысли и соображения. Даже сомнения, потому что деятельность учащегося сложна, зачастую случайна, зачастую скрыта от глаз.
Когда оцениваешь, нужно оценивать не только соответствие этой деятельности неким критериям, нужно учитывать еще и прогресс каждого конкретного учащегося, что было раньше, и что стало теперь. Все это такое неоднозначное и многомерное.
Ведь для чего производится оценивание? Для того, чтобы определить, сильные и слабые стороны каждого ученика, как учить его дальше, выработать, так сказать, стратегию и тактику обучения… Оценку нельзя «поставить», она может быть представлена в виде структурированного, более или менее развернутого текста.
Но нынешние школьные учителя все это накрепко забыли или, скорее, никогда не знали. Они думают, что «ставят» оценки, а они ставят ОТМЕТКИ. Отметка – числовое или словесное выражение оценки, ее проекция на дискретную ординальную шкалу плохо-удовлетворительно-хорошо-отлично. При этой проекции у оценки теряются не только различные оттенки и стороны, какой оценивался вид работы и тип учебной деятельности, но и самое главное – зачем и для кого эта оценка производилась.
В самом деле, каковы функции, цели современной школьной отметки, для кого и для чего она выставляется? Зачем?
Для всех субъектов образовательного процесса отметка несет различные функции
Для учителя отметка – кнут или пряник, инструмент наказания или поощрения школьника. И при этом не важно, за что. Двойки и пятерки ставятся за все, что попало: за ношение школьной формы, наличие сменной обуви, поведение на уроке, ну и, отчасти, правильность/ошибочность ответов и работ учащегося.
Часто отметка субъективна: одним (любимчикам) учитель может поставить пятерку за то, за что другим (не любимчикам) поставит двойку (на таких примерах дети убеждаются в несправедливости этого мира). Отметки стали чуть ли не последним способом управления учителем учащимися. Никакой речи о том, чтобы выявить особенности учебной работы учащегося, как-то выбирать дальнейшую педагогическую тактику уже не ведется…
А еще одна ипостась отметки – посылка сигнала родителям об их ответственности за обучение ребенка. «Смотрите, - как бы говорит учитель, - ваше чадо нахватало плохих отметок. Нужно срочно подключаться и решать этот вопрос». И родители в своей массе решают его с помощью ремня ребенку/подарков учителю/денег репетиторам. Все рецепты хорошей успеваемости хорошо известны.
Для школьников отметка превратилась в цель и смысл обучения, вообще, нахождения в школе. Выполнив какую-либо работу, они подбегают к учителю, и, заглядывая в глаза, спрашивают: а что вы мне поставите? Выполнять домашние задания, учить параграфы школьники берутся, только если им грозит проверка, вызов к доске, опрос. Если уже недавно спрашивали, можно ничего не учить: учитель должен спрашивать других. Если работа не оценивается, то и делать ее нет смысла. Ну, а если отметка не слишком хорошая, можно и погундеть, поклянчить у учителя более высокую отметку, поторговаться сделать что-то дополнительно для повышения отметки. То есть отметка играет исключительно мотивирующую роль, она подменила собой интерес и стремление к знаниям.
Довольно странные и противоречивые функции несет школьная отметка ребенка для его родителей (в их основной массе, хотя родители бывают, конечно, совсем разные – и философски (то есть пофигистически) относящиеся к отметкам, и родители со сверх-тревожностью, которые сами бегают в школу и выпрашивают у учителей отметки для своих детей получше).
Для большинства родителей отметки ребенка выступают в функции индикатора принятия его ребенка Системой и Обществом, как источник уверенности/тревоги за будущее ребенка. Жизненная программа для ребенка у многих родителей выглядит крайне примитивно: «хорошо учиться в школе, поступить в вуз на бюджет (при этом совершенно неважно, на какую специальность или направление!), удачно выйти замуж/жениться, а дальше зарплата-квартира-машина» и т.д. Мало кто из них мечтает в таких категориях, чтобы ребенок вырос в хорошего, честного человека, который бы смог реализовать себя и был бы счастлив! В итоге отметка для родителя также играет мотивирующую роль, она мотивирует родителей мотивировать учащихся (с помощью ремня) и непосредственно их учить (с помощью репетиторов).
Наконец, для руководителей образования разного уровня усредненные школьные отметки выступают в качестве источника формального статуса среди коллег, основы различных рейтингов.
Обобщая эти функции, можно сказать, что отметка совершенно оторвалась от оценки и приобрела формальный статус, подменила собой содержательную мотивацию, интерес к изучаемым предметам и темам, к знаниям.
Почему так случилось?
Похоже, что основных причин имеется две. Во-первых, школьные (и вузовские тоже!) знания утратили практическую ценность, значение для профессиональной деятельности, по крайней мере, будучи препарированными по предметам - основам наук. Обучение стало теоретическим, переусложненным, и применить эти знания для решения практических проблем стало невозможно. В отсутствие содержательно мотивации потребовались средства несодержательной мотивации. Еще одним средством несодержательной мотивации стал ЕГЭ. Если его сейчас вдруг отменить - развалится вся школа, потому что школьникам незачем станет учиться.
Во-вторых, социальное равенство в нашей стране в период социализма оказалось фикцией и, с одной стороны, оно превратилось в сетку должностей и профессиональных разрядов с соответствующими зарплатами и премиями, а с другой – получило воплощение в школьном укладе в виде ярлыков, которые навешивались на школьников в зависимости от их успеваемости.
Современная отметка также слабо связана с собственно качеством образования, практически на него не работает. Ну, работает, но, в основном косвенно, в смысле отбора, в том смысле, что высокие рейтинги и престижность школ/классов привлекает честолюбивых родителей, которые приводят в такие школы/классы подготовленных детей, в которых уже много вложено и которые поражены вирусом перфекционизма. Такие школы не столько учат, сколько оценивают учащихся, выявляют у них пробелы и изъяны, ответственность за устранение которых передается при помощи инструмента все тех же отметок самим родителям.
Последним и самым вопиющим воплощением отметки как средства мотивации, поощрения/наказания, является электронные журналы. Кому нужны эти отметки за школьные успехи/провалы в интернете? Школьникам? Нет! Они нужны учителям, утрачивающим всякий профессионализм и этику как «инновационный» кнут/пряник, как вопль отчаяния, как средство воздействия на родителей, с тем, чтобы они что-то сделали со своими, становящимися все более неуправляемыми чадами.
А ведь есть такие системы школьного обучения, которые обходятся без отметок! В этих системах есть оценивание (как же без него?!), но нет отметок и в результате нет проблемы утраты школьниками содержательной мотивации, образовательных запросов и интересов! Это такие системы, как.
Внимание! Задание для читателя: выяснить, какие это методические системы и где находятся в их регионах школы, использующие эти методические системы.
Доктор педагогических наук, профессор, Директор Монтессори-школы «Алиса» А.В.Могилев
© 2017, Синягина Юлия Викторовна 787