СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Одарённые дети»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренные дети

Бутюгина Лариса Павловна учитель начальных классов высшей категории МОУ гимназии № 23

«…он помнится мне человеком одаренным, острым, внешне привлекательным. У его колыбели присутствовали все наличные феи, одарившие его своим богатством, кроме какой-то одной, довольно захудалой, но, видать необходимой. У нее самой ничего нет, как у бедной родственницы, но она запускает в ход дары своих старших товарок, иначе они бездействуют, как двигатель без горючего. Все дарования его остались вещью в себе, никак не оплодотворив человечество».

Ю.Нагибин

Проблема одаренности постоянно привлекала и привлекает психологов. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы. Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по- своему одарен. Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. В современной психолого- педагогической науке принято рассматривать одаренность как динамическое явление. Словосочетание « одаренные дети» предполагает некую исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как дар природы и в этом смысле одаренность предстает перед нами не как исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар. Большая часть ученых склоняется к тому, что одаренность- интегральное личностное свойство( иначе говоря: если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности). Другие сторонники полагали, что видов одаренности существует столько, сколько можно найти точек приложения человеческой активности. В отечественной педагогике и психологии с 30-х г. и до конца 80-хг. Позиция об одаренности нашла выражение у практиков в тезисе « Нет детей не одаренных, каждый одарен в какой-то области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться…» Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. Многие из психологов основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.

  • Кого из детей можно считать одаренными?
  • С чем связана одаренность ребенка?
  • Хорошо ли быть одаренным ребенком?
  • Как распознать одаренного ребенка?

Частично на эти вопросы постараюсь дать ответы. Вначале обратимся к значению таких слов, как: одаренность, способность, талант, гениальность, вундеркинд. В чем сходство и различие значения данных слов. Исходя из многолетнего опыта работы, до сих пор считаю, что больше встречается на практике способных детей, нежели одаренных. Попробую доказать по возможности. Обратившись к толковому словарю Ожегова, рассмотрим значение слов.

Одаренность - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-

Гениальность- высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Вундеркинды- дети, у которых возрастное явление ( желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей учащегося.

Младший школьный возраст- период впитывания, накопления и усвоения знаний. Дело в том, что одаренные дети развиваются по своей, особой траектории. Они отличаются огромной потребностью в знаниях, но им нужны ответы на их вопросы, а вовсе не типовой комплект знаний, который чаще всего предлагается в школах.

Начальная школа ориентирована на навыки, знания. Наше дело- дать ребенку возможность раскрыться, научить использовать и развивать свои дарования. Необходима определенная модель работы с детьми, которую мог бы организовать учитель. Элементами такой модели должны стать :

*создание благоприятно творческой атмосферы на уроках;

*мотивированное обучение;

*факультативы;

* создание кружков по интересам;

*участие в олимпиадах;

* групповые занятия по параллелям с сильными учащимися;

*НОУ;

* творческие мастерские.

Выявление одаренных детей начинается на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, РЕЧИ, ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

  • САМООБРАЗОВАНИЕ;
  • НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ;
  • ПРОВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОНКУРСОВ, ОЛИМПИАД, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР;
  • ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, ДИАГНОСТИКА;
  • ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВЕРСТНИКАМИ, РУКОВОДИТЕЛЯМИ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ;
  • ОТБОР РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ ТЕХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ИНИЦИАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИй ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.

Стратегия работы с одаренными детьми.

1 этап – аналитический (в начальной школе).

Выявление успехов в какой- либо деятельности: учебной, физической, художественной и т. д.целесообразно организовать творческие мастерские( художественного слова, здорового образа жизни и т. д.).

2 этап – диагностический(5-9 классы).

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, внеклассную).

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Необходим постепенный переход к обучению не столько фактором, сколько идеями, способами и методами, развивающим мышление, побуждающим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Целесообразны групповые формы работы: проектные задания, научно - практические работы, «мозговые штурмы» и т. д.

3 этап формирование, углубление и развитие способностей учащихся

(10-11 класс).

*проектная методика;

*профильные классы;

С чем связана одаренность ребенка?

Специалисты по работе с одаренными детьми заметили,что дело не в особых генах гениальности,а в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

*Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие

Игры, дела,интересы. При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты.

*Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям.

Это группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, всевозможные специализированные классы в школах.

  • Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора. Самое главное в таких семьях- атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, ничего не навязывая ребенку, а предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие.
  • Для успеха в общеобразовательной школе важны такие типы одаренности как: академическая ( дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый материал);(Пашнина Анна, Парыгина Полина, Мильковский Богдан)
  • творческая (способности например в литературной деятельности ( Скипина Елизавета, Чечушков Илья, Гудкова Елизавета), нестандартное восприятие мира

( Парфенов Максим), оригинальность мышления);

  • интеллектуальная одаренность (умение мыслить, сравнивать, выделять главное, прогнозировать) ( Айхель Сергей, Парфенов Максим, Никулов Никита).
  • Легче всего адаптируются «академические» одаренные. К «интеллектуалам» относятся снисходительно. Восхищаются способностями в одной области и порой прощают полную неуспешность в чем-то другом. «Творческие» одаренные дети обычно не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Одаренная личность характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности, вне зависимости от ориентации( научная, спортивная, художественная и т. д. ), лежат мотивы, потребности, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

Как распознать одаренного ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью ( в определенной области).

Хорошо ли быть одаренным?

Как живется одаренным детям в школе?

В какой области одаренный ребенок проявит себя?

Об этом можно судить по наблюдениям. А ребенку важно предоставить условия для широкого проявления его возможностей. Одаренными мы считаем таких детей уровень интеллекта которых и сложившаяся мотивация позволят им в будущем добиться высоких профессиональных и творческих достижений. Самая сильная потребность таких детей - накопление и усвоение знаний. Самый простой путь - попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы. Другой путь - не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию.

Статья взята с сайта "Гимназия 23"

23.12.2017 07:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП