СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приемы привлечения внимания рассчитаны как на целый класс, так и на отдельных учащихся. Здесь собран опыт поколений многих учителей советской и постсоветской школы. Применять, варьировать, находить новые пути — задача преподавателя не менее важная и сложная, чем знать и понимать свой предмет.
1. Минимизация внимания - демонстративное поведение ученика — игнорируйте; - «делайте глаза» - контакт глазами с расшалившимся школьником; - встаньте рядом с его партой, продолжайте вести урок; - вставляйте имя ученика в ход объяснения, изложения материала; - неожиданным шагом для болтуна будет письменное замечание — просто пошлите ему письменное замечание на отдельном листочке; - если с учеником есть контакт, то используйте секретный сигнал, о котором договорились с ним заранее (гиперактивные дети часто шумят «просто так», не преследуя конкретной цели обидеть или вывести из себя именно вас), - хорошо сработает «я-высказывание», но не злоупотребляйте им на каждом уроке, иначе это будет похоже на жалобы.
2. Разрешающее поведение - доведите до предела демонстративную негативную деятельность подростка,например при плевании из трубочек, определите ему задачу «плюнуть в конкретное место 500 раз»; - при эпидемии: пусть плюются друг в друга 500 раз; - техника «разрешенной квоты» - какое-то нарушение поведения разрешается, но только в том объеме, который обсужден заранее; также оговорено, что этот объем будет уменьшаться; действует только для привлечения внимания, удержать и развить успех можно при быстром переходе к значимой для подростка деятельности.
3. Неожиданное поведение учителя, просто делайте в конкретной ситуации то, что от вас не ожидают - говорите тихим голосом; - измените свой голос (высоки, низки, тон), - хорошо привлекает внимание специально сделанная ошибка в ударении одновременно с изменением тона.
4. Отвлекайте ученика - задать прямой вопрос, необязательно по теме урока; - попросить о каком-либо одолжении, помощи (полей цветы, принеси мел, вытри доску, собери тетради и др.
5. Обратите внимание ребят на примеры хорошего, правильного поведения - благодарите учеников за их усидчивость и внимание, по эпизоду урока можно, а также за целый урок, ели это реально произошло; - напишите и произнесите вслух имена тех учеников, кто вел себя дисциплинированно, примерно, поблагодарите их отдельно.
6. Пересаживайте учеников - создайте ситуацию игры: пусть тянут жребий или определите по цвету рубашки. портфеля кто с кем сидит, нужно сбить протест в самом начале; - используйте «стул для размышлений» на отшибе (на Камчатке) от основных мест (создает мотивацию по нескольким направлениям: «непохож», 5 минут, не мешать ему размышлять о себе, он освобожден от заданий по уроку, находится вне поля зрения других). Если ученик не желает перемещаться, значит, его основной мотив, цель - власть
7. Ищите «изящный выход» (для предотвращения конфликтной ситуации, которая невыгодна учителю) - уберите зрителей и сочувствующих («мы закончим этот разговор, обязательно, но только на перемене») - перенесите обсуждение вопроса («у меня нет желания!времени обсуждать эту тему сейчас, поговорим завтра или после уроков»; «ты хочешь поскандалить? У меня нет желания! Пожалуйста, не со мной! Может, кто-то из класса согласится?») - согласиться с учеником (чтобы прекратить его сопротивление — отличный способ), но сразу нужно переключить его внимание на другое) поменять тему разговора (спросить о семье, о погоде, об игре или телепередаче, рассказать шутку, анекдот)
8. Техника временной изоляции ученика. Сразу отметим, что нельзя удалять детей в коридор или в "никуда". Удалять можно: - в пределах классной комнаты (отдельная парта, стул); - другой класс (по договоренности); - специальное помещение (социального педагога, психолога); - кабинет администрации. Это крайние случаи. Предлагайте выбор: "Иван, что тебе больше нравится -сидеть и работать с нами или пойти в кабинет к завучу? По твоему виду я догадываюсь, что ты выбрал кабинет завуча". Ученик поставлен перед дилеммой. Выбрал плохое поведение - уходи.
9. Установление санкций Очень важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены в школе же, а не дома. Санкции должны быть соразмерны проступку и связаны логически с нарушением (сломал - почини, намусорил - убери, испачкал - вымой, оскорбил - извинись). Мы применяем санкции не для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, а чтобы научить учеников выбирать в будущем правильное поведение.
- лишить учащихся (ученика) прав на какую-либо деятельность;
- лишить права пользоваться предметом;
- совместная встреча с родителями (учащийся сам рассказывает о произошедшем в классе);
- возмещение материальных убытков (починка вещи или возмещение ее стоимости), решается совместно с родителями
Автор: Наталия Пименова (Взято из http://vk.com)
© 2015, Виноградова Оксана Юрьевна 297