СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание  педагогического  опыта «От ростка до цветка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный опыт – результат преподавания курса по программе «Мир комнатных растений» в начальных и средних классах и анализа различных способов в изучении цикла занятий «От ростка до цветка».

Описание опыта может быть использовано для обучения начинающих педагогов-цветоводов.

Актуальность: Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.

Формирование умений и навыков у обучающихся при изучении комнатных растений

Введение

В наши дни особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств.

Задачи педагогов – привить детям навыки культурного поведения в природе, научить охранять и беречь ее богатства. В младших классах надо добиваться того, чтобы ученики начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания ученики получают на уроках природоведения, но развить и закрепить интерес к природе, привить им навыки самостоятельной работы, проверить свои силы в опытничестве и расширить представления о мире растений помогают внеклассные занятия.

В младшем школьном возрасте дети открыты навстречу всему новому. Их важные особенности – неуемная энергия, быстрота, они,,всегда готовы” к любой работе. Это позволяет успешно вовлекать ребят в разнообразную посильную для них деятельность. Не сразу, постепенно ведущим видом деятельности становится для них работа ярко выраженного социального значения – общественно-полезный труд, одним из видов которого является выращивание комнатных растений.

Комнатные растения в учебном процессе находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение практической работы в течение круглого года, возможность демонстрации живых растений.

Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.

На основе этого была сформулирована гипотеза: если различные формы работы по изучению комнатных растений проводятся систематически и грамотно, то у обучающихся повышается уровень экологического образования и формируются прочные растениеводческие умения и навыки.

В связи с этим была поставлена цель: в процессе работы по разностороннему ознакомлению с комнатными растениями и способами ухода за ними повысить у обучающихся экологическое образование и сформировать растениеводческие умения и навыки, воспитать такие качества, как трудолюбие, аккуратность, любознательность, наблюдательность.

Эта цель включает в себя ряд задач:

1. способствовать экологическому образованию и воспитанию

2. познакомить с экологическими факторами среды обитания растений

3. сформировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов

Для решения задач и подтверждения данной гипотезы были применены следующие методы:

1. изучение психолого-педагогической и методической литературы

2. экспериментальная работа с учащимися 2-А класса по ознакомлению с комнатными растениями (контрольный класс 2-Б)

3. анализ данного эксперимента

Моя экспериментальная работа проводилась во втором классе и состояла из трех частей:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Обучающий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

Целью экспериментальной работы было:

- Определить уровень знаний обучающихся по курсу «Мир комнатных растений» и уровень экологического образования.

- Показать, что правильно организованная работа по изучению комнатных растений расширяет знания обучающихся, способствует формированию растениеводческих навыков, повышает уровень экологического образования.

- Развить любознательность и наблюдательность, аккуратность у обучающихся в процессе ухода за комнатными растениями.

Констатирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент проводился во 2А классе с целью выявления у детей уровня знаний о комнатных растениях. Это было выявлено с помощью анкетирования.

Анкета содержала следующие вопросы:

1. Какие комнатные растения ты знаешь? (перечисли)

2. Почему эти растения называются комнатные?

3. Как ты думаешь, для чего нужны комнатные растения?

4. Есть ли у тебя дома комнатные растения, если есть, то напиши какие?

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

6. Как ты думаешь, как размножаются комнатные растения?

7. Как ты думаешь, что необходимо комнатным растениям для хорошего роста и развития?

Такую же анкету я предложила заполнить ребятам из 2Б класса. Учитывая, что 2Б класс знакомила детей с комнатными растениями, которые находятся у нас в помещении. Обращала внимание детей на красоту этих растений. Показывала ребятам, как нужно поливать эти растения, ухаживать за ними, размножать их.

Результаты анкетирования показали, что у учащихся 2А класса уровень знаний на много выше, чем у 2А.

Обучающий эксперимент

Конспекты занятий:

«Путешествие с комнатными растениями», «Размножение комнатных растений»,

«Целебные растения».

Контрольный эксперимент

СЦЕНАРИЙ КВН «Эти удивительные комнатные растения»

Вывод

Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения различных занятий по изучению комнатных растений. Было проведены занятия, на которых проводились занятия по ознакомлению с комнатными растениями, которые принесли положительные результаты. У обучающихся экспериментального класса повысился уровень знаний о комнатных растениях: сформировалось представление о многообразии комнатных растений, познакомились со способами и видами их размножения, подробнее узнали о правилах ухода за комнатными растениями.

Изучение материала о комнатном цветоводстве положительно повлияло на познавательную активность ребят. После таких занятий ребята делились своими впечатлениями друг с другом, рассказывали своим друзьям и родителям, искали книги о комнатном цветоводстве и приносили их на занятия. Некоторые ребята стали размножать свои комнатные растения и стали самостоятельно за ними ухаживать.

Из всего вышесказанного считаю, что различные виды работы с ребятами начальной школы по изучению комнатных растений проводится должны.

Заключение

Изучение педагогической и методической литературы (см. литература) и проведение экспериментальной работы подтверждает сформулированную в начале гипотезу о том, что если различные формы работы по изучению комнатных растений проводятся систематически и грамотно, то у обучающихся повышается уровень экологического образования и формируются прочные растениеводческие умения и навыки.

Многие темы приходилось осваивать традиционными, словесными методами, что привело к снижению познавательной деятельности у некоторых обучающихся и результаты обучения выявили не успешность в изучении отдельных разделов. В связи с пониженной мотивацией к курсу комнатных растений некоторых обучающихся, я выделила проблему: как сохранить интерес и потребность в познании.

Решить данную проблему мне помогли различная литература, методические рекомендации. И в процессе работы я выделила идею ролевой игры как активной формы урока.

Моя система по реализации этой идеи опирается на следующее положение: современная педагогическая практика строится на использовании не столько методики, сколько технологии, под которой понимается совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи учебного материала, его закрепления и применения в процессе обучения.

Я поставила перед собой цель: сохранение интереса к учению и потребность к активной познавательной деятельности.

Вашему вниманию представляю способ организации ролевой игры:

1. Прежде чем описать замысел игры, я определяю связь учебного материала с ситуацией игры. А игры могут быть различными по классификации:

- территориальными – настольные и происходящие на определённом месте;

- различными по уровню сложности, учитывая возраст

- различными по целевому признаку, т.е. игроки, достигают цели, объявляется результат,

- игра с продолжением (из урока в урок),

- нон-стоп (игра без остановки, а продолжение игры начинается с того места, где она закончилась) и т.д.

В своей работе я использую следующие формы занятий по организации ролевой игры, которые представляю вашему вниманию в данной схеме.

Идея игры заключается или в изучении нового материала, или проигрывании ситуации в качестве закрепления материала.

Игровую ситуацию можно разыграть на основе любой сказки по желанию ребят: «Айболит», «Буратино», «Белоснежка и 7 гномов», «Колобок» и др. после того как замысел игры раскрыт, определена цель игры и её результат, можно приступить к распределению ролей. Обучающиеся на данном этапе должны осознать, что является результатом их работы и как можно его представить.

На следующем этапе обучающиеся очень хорошо ориентируются в возможностях, способностях и талантах друг друга, если им понятна будет ролевая функция, т.е. что требуется от каждой роли.

На следующем этапе в качестве помощи может быть определённая литература или подготовленный учителем материал о создании документа, его содержании, оформлении. Представитель каждой роли знакомится с инструкцией своей деятельности и представлением конечного результата. Определяются место действия, костюмы, временные рамки и др. необходимые атрибуты. Разрабатывают сценарий предстоящего действия, игровой ситуации.

Далее они должны наполнить содержанием каждую роль. Здесь практически выполняют задания по созданию документа, подготавливают место действия. Проговаривают текст и ситуации. Определяют действия своих героев и т.д.

И конечный пункт, где представляются и оцениваются результаты каждой роли. Здесь учащиеся инсценируют известную сказку с новым содержанием. Представитель каждой роли имеет возможность самовыразиться, раскрыть свои способности, талант. В игре обучающийся может раскрыть те качества, которые в реальной жизни он будет скрывать, чувствуя себя некомфортно. Так же рассматриваются различные ситуации, порой импровизации. Формируются коммуникативные способности, умение выражать мысли, способности правильно строить речь, используя термины, определения. В ходе игры развиваются остроумие, воображение.

Влияние комнатных растений ролевой игры на результат обучения:

-Увеличение познавательной активности, т.к. все обучающиеся активны во время ролевой игры, нет пассивных.

-Повышение качества знаний о комнатных растениях.

-Расширение содержания самооценки детей за счёт того, что они могут говорить о своей роли.

-Теоретический материал проигрывается через действие. Традиционная форма – знания, а нестандартные (игры) – знание через действие.

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации.

Ролевая игра – это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Выполняет мотивационно-побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию.

Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, учитель должен играть вместе с ними.

Второй принцип организации сюжетно-ролевой игры: учитель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру так, чтобы детьми сразу “открывался” и усваивался новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип организации сюжетно-ролевой игры: учителю необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

1. Занятия по изучению комнатных растений проводиться должны.

2. Такие занятия дают знания обучающимся о многообразии комнатных растений, развивают любознательность, повышают познавательную активность детей, способствуют развитию памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

3. Использованные мною методы и формы формируют растениеводческие умения и навыки у обучающихся, а так же позволяют осознавать немаловажную роль комнатных растений в сохранении здоровья человека и природы в целом.

18.01.2019 06:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП