СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание педагогического опыта Бельяниновой Ирины Павловны. Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание педагогического опыта Бельяниновой Ирины Павловны.

Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом»

Бельянинова Ирина Павловна

г. Железногорск Курской обл.

МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида»

Воспитатель

Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.». Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

Сегодня в условиях смены эпох происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Одним из главных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, когда материальные ценности стали доминировать над духовными, искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Не развито у дошкольников и чувство гордости за достижения своей семьи, родного края, страны. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Они не являются в полной мере той первой ступенью народной философии и педагогики, которая помогает сохранить и приумножить материальное и духовное наследие нашего народа. В результате дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения. Утрачивается историческая преемственность поколений. Поэтому, родителям необходимо помочь осознать, что, в первую очередь, именно в семье нужно сохранять и передавать русские традиции, ценности, созданные предками, а детям - достойно воспринять их.

В ходе педагогического изучения данной проблемы среди воспитанников моей группы, было выявлено, что 38 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 34% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 28% детей смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения оказались поверхностными, неосознанными. Результаты анкетирования родителей дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве с педагогом и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих появлению у детей и их родителей интереса к родному краю, народным традициям и народной культуре как средствам развития личностной культуры и основы формирования любви к Родине.

Воспитание любви к своей Родине я рассматриваю как многотрудный, долговременный процесс, который осуществляется ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Понимая значимость проблемы, я решила включиться в работу по формированию у воспитанников любви к своей малой Родине, патриотических чувств к своему Отечеству, на материале окружающей социальной действительности.

Ведь край, в котором мы живём неповторим. Город горняков имеет свою историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и уютными улицы, появились новые памятники и стадионы, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, радуют глаз оригинальные зеленые насаждения и разнообразные красиво оформленные цветущие клумбы. Мне захотелось, чтобы дети увидели и прочувствовали красоту родного города, захотели остаться в нем и приумножать его достижения.

Ведущая педагогическая идея опыта моей работы заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу на основе обогащения социальных представлений детей

Длительность работы над опытом.

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным городом проводилась в течение 3-х лет. 1 этап – начальный (констатирующий): сентябрь – октябрь 2013г. Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на основе диагностики воспитания патриотических чувств (путем опроса с целью определения представлений о родном городе и отношения к нему).

2 этап – основной (формирующий): ноябрь 2013г. – март 2015г.

На данном этапе мной был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.

3 этап – заключительный (контрольный): апрель – май 2015 года. На заключительном этапе подводились итоги работы по решению обозначенной проблемы, диагностика.

Диапазон опыта охватывает систему работы по образовательной деятельности, организации экскурсий и целевых прогулок, объединению усилий, как воспитателя, так и родителей.

При составлении перспективного плана работы я использовала программу О.Л.Князевой, И.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», результатом освоения которой предполагается воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Изучила и другую методическую и педагогическую литературу, определила круг авторов, чьи позиции по вопросам патриотического воспитания детей через ознакомление с родным городом наиболее близки мне. Используя в работе учебно-методическое пособие Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» я сделала вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр. Система организации экскурсий была составлена на основе программы Ветохиной А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Новизна опыта заключается:

- в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- в использовании инновационных педагогических технологий (проектной, исследовательской, личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной).

Это открывает новые возможности в воспитании у дошкольников патриотических качеств, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привносят изменения как в систему взаимодействия педагога, родителей, детей и социальных партнёров, так и в содержание образовательного процесса.

Целью педагогической деятельности является качественная организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с родным городом.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • создать условия для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;
  • предоставить возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
  • познакомить с городом, его историей и достопримечательностями;
  • обеспечить сотрудничество с родителями по приобщению детей к сохранению и приумножению богатств родного города.

Специфической особенностью моей работы по патриотическому воспитанию стало то, что ее нельзя было обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Поэтому, воспитание интереса и любви к родному городу я начала с ближайшего окружения – с эмоционального знакомства с детским садом, своей улицей, городом, с его символами. Таким образом, воспитание патриотизма стало в моей работе, процессом целенаправленным, предполагающим систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Разработанное тематическое планирование способствовало эффективному усвоению детьми знаний о родном городе, крае, помогло им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нем. Все темы были связаны между собой логически и вместе представляли собой целостную картину сведений о родном городе. Большая роль в реализации опыта отводилась совместной деятельности воспитателя с детьми. Это ежедневное, постоянное общение воспитателя с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Одним из актуальных и эффективных методов в моей работе стал метод проектов. В средней группе мною был реализован проект «Моя семья», задачи которого решались и в старшем дошкольном возрасте (с усложнением в зависимости от возрастных особенностей, условий воспитания и развития детей). Участие детей и родителей в проекте позволило сплотить родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах нравственно – патриотического воспитания. Проект нашёл свое продолжение и в подготовительной к школе группе. Материалы пополнились генеалогическими древами семей, выполненными родителями совместно с детьми, рисованием портретов родителей, составлением мини-сочинений о семье, родном городе и др.

2014 год был юбилейным для нашего детского сада, ему исполнилось 40 лет. В связи с этим событием нами был разработан проект для средней группы «С юбилеем, детский сад!» Участниками проекта стали дети, родители группы и все педагоги ДОУ. Важным и значимым проектом с детьми старшего дошкольного возраста был долгосрочный проект: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом» (старшая и подготовительная к школе группы). Были использованы разнообразные формы работы с учётом регионального компонента: образовательная деятельность, экскурсии и прогулки, чтение литературных произведений, рассматривание альбомов с видами города. Благодаря участию в проектах родителей у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка, появилось желание находить интересные факты из жизни города и знакомить с ними своих товарищей.

Центральным звеном по знакомству с родным краем являлись экскурсии. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу и его ближайшим окрестностям. Посещая неизвестные ранее и уже знакомые места, любуясь красотой города, дети узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую Родину.

Все прогулки и путешествия были организованы в определенной последовательности, и здесь ведущим был принцип: «От простого к сложному, от знакомого к неизвестному». После проведенных экскурсий в групповой комнате была оформлена выставка рисунков «Моя малая Родина».

При ознакомлении с историей малой Родины была организована поисковая деятельность: детям предлагалось расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. В последствии дошкольники обменялись полученной информацией, высказывали свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.

С символикой города дети познакомились в ходе непосредственно образовательной деятельности «Герб нашего города». Вызвать чувство гордости за наш город, заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, пробудить желание самим трудиться и прославлять свой город помогли мероприятия, организованные в ходе совместной с воспитателем образовательной деятельности под общим названием "Дерево славится плодами, а человек трудом". А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, шахтер, горняк, продавец, строитель, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это стало продолжением заложенных основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города. Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего города». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» выстроили линию развития транспорта от телеги до современной ракеты. Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления при сравнении человека с транспортом, а затем последующем взаимным обменом свойств между этими классами.

Все проведенные мероприятия позволили обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, пробудить любознательность, повысить их активность, уверенность. Я убедилась в том, что воспитанники в действительности становятся настоящими маленькими горожанами, которые знают и любят свой город, стараются решить его проблемы.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном городе, участвовали в конкурсах рисунков, поделок. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга: у 100% детей моей группы появился живой интерес к родному городу, народным традициям. Они стали чувствовать себя маленькими горожанами в своем городе, участвующими в его жизни (городские выставки детских работ, праздники, субботники), увлеклись историей своих семей и родного города; появилась гордость за свои семьи, своих родственников (не только родителей), повысилась самооценка.

Я считаю, что дошкольное учреждение смогло выступить той социокультурной средой, в которой созданы необходимые условия для формирования у детей основ нравственности, воспитания патриотизма и гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».

Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом же направлении. Прививать у детей любовь и патриотические чувства не только к городу, краю, но и к России.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

2.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

3.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

4.Ветохина А.Я., Дмитренко З.С.– Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс, 2011. – 190с.

5.Герасимова З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.

6.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http:// archives.ru ›programs / patriot_2015.shtml

7.Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край». Москва «Просвещение» 1990г.

8.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (средняя группа). – М.: 2010, 101с. 9.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа) – М.:2010, 109 10.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.: 2010, 93с.

11.Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

12.Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.

13.Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001.

14.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

15.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников /Князева О.Л., Маханева М.Д. – Н. Новгород, 1997.

16.Маханева М.Д Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. http://www.portal-slovo.ru.

17.Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

18.Нефедова И.В. Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края. - Воспитатель ДОУ (практический журнал) №5, 2010, с.4.

19.Организация нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] //режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411706/.

20.Островская Л. Познакомьте ребенка с родным городом / Л. Островская // Дошкольное воспитание. – 1986. - № 4. – С. 56 – 60.

21.Романенко Л. Ознакомление детей с родным городом. / Л. Романенко. М.: 1990. – 95с.

22.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

23.Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост. Т.В.Иванова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

24.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

25.Уронина В.А. Любите свой край! - Воспитатель ДОУ (практический журнал) №3, 2010, с.16.

Интернет-поддержка педагогического опыта:

  1. «Воспитание любви к родному городу и Родине». Автор: Васильичева Марина Владимировна http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/vospitanie-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-i-rodie-794409
  2. «Воспитание у дошкольников любви к родному городу». Автор: воспитатель: Турбина Ольга Ивановна, http://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/9855-vospitanie-u-doshkolnikov-lyubvi-k-rodnomu-gorodu.html
  3. «Воспитание любви к родному городу у детей младшего дошкольного возраста». Автор: Димитрова О. А., воспитатель http://dohcolonoc.ru/cons/4754-vospitanie-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-u-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  4. Консультация для воспитателей «Воспитание любви к родному городу» http://newfound.ru/studentu/2-kurs/konsultatciia-dlia-vospitatelei-vospitanie-liubvi-k-rodnomu-gorodu/
  5. Методическая разработка (старшая группа) на тему: "Воспитание у дошкольников любви к малой Родине." Автор: Куприяненко Татьяна Ивановна http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2013/10/04/vospitanie-u-doshkolnikov-lyubvi-k-maloy-rodine
  6. Проект «К родному городу с любовью» Воспитатель Шарова С.В. http://dsskaskakalazin.ru/doc/sharova_proekt.pdf
  7. Проект «Воспитание любви к родному городу как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Автор: Бунина Лилия http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vospitanie-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitanija-detei-doshkolnogo-vozrasta-starshaja-grupa.html
  8. Статья на тему: «Воспитание любви к родному городу». Автор: Карнаушенкова Ирина Владимировна http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/01/28/vospitanie-lyubvi-k-rodnomu-gorodu

9.Статья на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Автор: Галицкая Елена

21.05.2016 19:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП