СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дети порой бывают очень любознательны. Им всё в новинку, всё необычно, всё интересно. И это новое рождает множество вопросов в детской головке: ведь с ним надо как-то определиться. Как воспринимать новое, дети могут понять, «подсмотрев» отношение к нему взрослых, или же задают кучу своих «почему».
Детские вопросы часто ставят взрослых в тупик, они не понимают их логики. Вернее, родители ищут в детских вопросах логику, а её там нет. Смысл, сущность нового ребёнка не интересуют. Он просто хочет знать мнение взрослого, причём такое незамысловатое, как: «да – нет», «так – не так», «правильно – неправильно» - без каких-либо логических нюансов.
Дети хотят получить простые ответы на их «простые» вопросы. Но как, например, можно просто ответить на вопрос: кто сильнее – слон или мамонт? Я помню реакцию одного папы, которому сын преподнёс этот вопрос. Он озадаченно уставился на ребёнка, пару минут озадаченно молчал, а потом пустился в рассуждения:
- Кто же это может знать? Ведь никто не видел, как эти животные меряются силами. На этот вопрос невозможно ответить.
- Не-е-е, па, кто? Никита говорит, что мамонт.
- А он откуда знает?
- Ему брат сказал.
- А брат откуда это может знать? Он, что, видел схватку слона и мамонта? Не заморачивай себе голову тем, что никто не видел и точно знать не может.
Теперь такой сложный ответ озадачил ребёнка… Ведь ему нужен был простой вывод: «слон или мамонт». Но он всё же получил мнение взрослого, на которое может уверенно опереться в споре с Никитой в своём познании, осмыслении окружающего мира.
А если взрослые отвечают: «Отстань, я не энциклопедия, чтоб всё знать!» - то это, пожалуй, самый неудачный из возможных ответов. Во-первых, ребёнок не получает мнения взрослого, на которое он мог бы опереться. Во-вторых, нарушается некий Непререкаемый Авторитет взрослого, который, по мнению детей, должен всё знать и уметь. Именно это ребёнок не может осознать и воспринять.
Другой неудачный ответ: «Тебе пока рано это знать». Этим ответом взрослые подразумевают какой-то тайный «подстрочный» смысл в вопросе ребёнка. Или то, что он спрашивает о чём-то слишком сложном для его понимания. Но ни «тайного», ни «сложного» в вопросах не бывает. Нет «сложного», потому что пока ребёнок находится под опёкой взрослых, он свою голову «сложным» не засоряет. Это удел родителей – забивать голову всякими проблемами. А «тайного» быть не может, так как к тому времени, когда ребёнок хочет познать что-то «тайное», не предназначенное для него, он уже прекрасно понимает, что с этим «тайным» лучше не приставать к взрослым, чтобы не смутить их или не получить нагоняй за излишнюю любознательность. Дети понимают, что «тайное» нужно утаивать (простите за каламбур!), прежде всего от взрослых. Малышей же интересует только мнение родителей и ничего более.
И хотя дети желают получить простой, без изысков ответ, взрослые должны отвечать логично. Это ребёнок имеет право задавать нелогичные вопросы, то взрослый невнятный ответ себе позволить не может и не должен, так как на его мнение сын или дочь будут опираться в своём осмыслении и восприятии всего сущего на Земле. Поэтому отвечать на вопросы детей, ой, как не просто!
С одной стороны вопросы ребёнка – «неудобство» для взрослых в их роли Непререкаемого Авторитета и Незыблемой Опоры для ребёнка. Ведь с ребёнком порой скучно общаться: слишком разные уровни развития; да и времени не хватает на взаимодействие и продуктивное общение. С другой стороны, если общение все-таки происходит, то ребёнок испытывает полнейший восторг и чистую радость. Ведь взрослый для ребёнка – это опора, которая держит; это стена, за которую можно спрятаться; это основное окно, главная дверь в мир яркого, интересного, увлекательного, ласкового – ребёнку хочется быть вместе, быть рядом с взрослыми.
Елена Букурова
© 2015, Букурова Елена Анатольевна 472