СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Описание опыта работы
Воспитание искусством в школе – это непрерывный процесс, осуществляемый и во время внеурочной и внеклассной работы, на котором учащиеся имеют возможность углубить свои познания в области искусства и проявить творческие способности.
Одной из наиболее распространенных форм внеклассной работы являются кружки по интересам.
Веду кружок «Юный художник» по своей авторской программе. В ходе занятий этого кружка дети с увлечением работают красками, пластилином, аппликацией. Заключительным этапом такой работы являются постоянно действующие выставки лучших работ учащихся. Регулярно, раз в месяц провожу творческие отчеты в форме индивидуальной выставки одного из учеников.
Веду активную внеклассную работу по предмету. Провожу экскурсии на природу, праздники искусства, искусствоведческие викторины, экзамены художника Тюбика, вечера «В стране изобразительных искусств», а также беседы об искусстве. Они расширяют знания, получаемые на уроках, развивают эстетический вкус, творческое воображение у учащихся.
Свою любовь к рисованию стремлюсь передать детям, стараюсь выявить способных детей, занимаюсь с ними дополнительно. Мои воспитанники ежегодно принимают участие в различных конкурсах районного и республиканского уровня. Среди моих воспитанников есть лауреаты, дипломанты и призеры районного, республиканского уровней.
Большое внимание уделяю работе с одаренными и мотивированными детьми, среди которых теперь много победителей районных, республиканских и Всероссийских конкурсов.
Так, ученица 10 класса Посредникова Елена награждена дипломом I степени в республиканском конкурсе творческих работ, посвященном 100 – летию подводных сил России в номинации «Графика».
Диплом II степени награждена Пикмуллина Елена по итогам республиканского конкурса рисунков «Мой любимый классный руководитель».
Прохорова Наташа, став в финале победителем восьмой Всероссийской Олимпиады «Созвездие» в номинации «Конкурс творческих работ», раздел «Изобразительное искусство», была награждена свидетельством.
Считаю, что успех ученических работ, во многом, зависит от того, насколько учитель сам заинтересован этим предметом.
Всячески поддерживаю среди учащихся атмосферу творчества, сама участвую в художественной деятельности вместе с учащимися.
Художественная работа позволяет учащимся проявлять интерес к изобразительному искусству и развивает их творчество.
Юные художники получают опыт художественной деятельности с ее трудностями, радостями, особенностями. Они обретают определенный набор знаний, навыков, которые пригодятся им во взрослой жизни.
Одной из внеурочных форм работы, где проводятся различные тематические праздники, является неделя изобразительного искусства.
Удачная неделя изобразительного искусства во многом определяется ее подготовкой. При подготовке к неделе изобразительного искусства определяю цели, задачи мероприятия, их содержание, деятельность учащихся.
При составлении плана обязательно учитываю свои возможности и возможности, учащихся с целью выявления их интересов.
К планированию недели изобразительного искусства привлекаю самих учащихся, при этом учитываю их интересы, вопросы, предложения и пожелания. План, составленный при участии учащихся, воспринимается ими, как свой собственный, и при этом каждый чувствует себя ответственным за его выполнение.
В рамках недели изобразительного искусства учащиеся выпускают красочные стенные газеты, составляют кроссворды, организуют выставки лучших работ.
Регулярно с учащимися провожу такое мероприятие, как искусствоведческая викторина, или экзамен художника Тюбика, провожу различные игры. Большой популярностью у учащихся пользуются эти мероприятия, которые становятся эффективной формой воспитательной работы.
В конце каждого учебного года выявляю самых лучших юных художников в каждом классе. Эти ученики получают грамоты, призы и слышат слова благодарности в свой адрес за созданные ими художественные произведения.
В настоящее время в системе дополнительного образования активно развивается личностно – ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности, другие связывают его с инновационными технологиями, входящими в педагогическую практику работы учреждений дополнительного образования. Руководствуясь своим личным педагогическим опытом, я согласна с большинством авторов, которые связывают личностно – ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями его становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.
Особое значение личностно – ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей изобразительному искусству, художественному творчеству.
Есть основание предполагать, что уважительное отношение и интерес к художественному творчеству, к прекрасному, заложено в ребенке природой. Маленький ребенок способен внимательно (восхищенно и с уважением) слушать и воспринимать мелодию, ритм, движение; каждому из родителей памятна та серьезность, с которой он погружается в художественное творчество (рисование, лепку, конструирование) или наблюдает творческий процесс (рисование взрослого, шитье). Хорошо известно, какой большой смысл вкладывает ребенок в каждый свой рисунок, в его сотворение. Именно здесь проявляются ростки нравственного отношения к творчеству, которое можно и нужно развивать в процессе художественного воспитания.
Исходя из этого, считаю, что главное – воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.
В процессе занятий на кружке детей знакомлю с основами изобразительного искусства, с картинами художников, вынуждаю сопереживать, соотносить произведения искусства с собственным опытом. Стремлюсь через искусство приобщать ребенка к красоте, к ее созерцанию и выражению уже на бумаге.
Так, при работе над творческими заданиями у детей развиваю воображение, фантазию, логическое и абстрактное мышление, изобразительные навыки, навыки художественного творчества (сложная композиционная работа, объемные композиции, коллективные панно), свободное владение кистью (раскрепощение ребенка), художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, пастель, пластилин и т.д.). Изучая художественные произведения, способствую развитию у детей внимания, памяти, пространственного мышления.
Одним из условий успешной реализации развивающей личностно – ориентированной деятельности является сочетание массовой, групповой и индивидуальной работы в кружке. В группе обычно работают 12-15 человек, в малых творческих (поисковых) группах – 3-5 человек. Участие в выставках принимают лучшие индивидуальные и коллективные работы. Провожу индивидуальные занятия с детьми – инвалидами.
Дипломом III степени награждена Зольникова Алена по итогам республиканского конкурса рисунков детей – инвалидов «Раскрасим мир радугой красок»
Альметкин Андрей награжден благодарственным письмом, за активное участие в Республиканском конкурсе художественного творчества детей с ограниченными возможностями «Мир вокруг нас», занял первое место в районном конкурсе детей с ограниченными возможностями «Краски всей России».
Длительно и целенаправленно занимается художественной работой Уфандеева Екатерина. Неоднократно она становилась победителем районных конкурсов для детей с ограниченными возможностями «Краски всей России», «Шаг в творчество», «Мир вокруг нас», «Хрустальная палитра».
На теоретических и практических занятиях присутствует вся группа. Малые творческие группы работают по подбору исторических справок, интересных материалов к изучаемым темам, а также ищут и подбирают иллюстративный, литературный материал. Стараются найти необходимые видео и аудиокассеты для более яркого освещения той или иной темы. Работа по поиску ведется под моим контролем.
Особая роль принадлежат имитационно – игровым ситуациям. К их разработке приводит необходимость организации обучения, когда востребованными становятся личностные функции обучаемых. Ребята выступают в роли актеров на занятиях, где вводятся игровые драматизации по изучаемой теме (роль коробейников, роли различных животных и т.д.), т.е. на занятиях использую методические игры – сказки. Эти деловые игры – один из активных путей создания на уроке атмосферы сотворчества, сотрудничества педагога и воспитанника. Сюда также можно отнести игру в художников и зрителей; на протяжении всего занятия ребята меняют позицию, выступая то в роли зрителя, то в роли художника, тем самым, приобщаясь к специфике основных видов художественной деятельности (восприятия и созидания). На мой взгляд, игра ценна своей мотивацией, особым творческим, партнерским духом личности, а не своими формальными атрибутами в виде ролей и правил. Считаю, что игра есть, прежде всего свободная творческая деятельность.
Таким образом, в личностно – ориентированном обучении изобразительному искусству собственно – личностные функции ребенка включаются в образовательный процесс. В качестве таких функций мной были выделены следующие:
Все эти функции стали теми ориентирами, которыми я руководствовалась при подборе и разработке инновационных технологий проведения занятий по изобразительному искусству на кружке.
Главный результат моей работы – это любовь детей к предмету «Изобразительное искусство», их способность видеть прекрасное в окружающем мире и большое желание творить.
© 2015, Зольникова Елена Владимировна 1482