СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация учебного процесса, направленного на укрепление здоровья и ЗОЖ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация учебного процесса, направленного на укрепление здоровья и ЗОЖ.

Для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, ну и конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Правильное преподавание предмета делает его интересным и помогает воспитать характер обучающегося. Для педагога представляется возможным вкладывать не только свои знания по предмету, но и также подходить к предмету с творческой стороны, увлекая ребят в мир физкультуры.

Для достижения результата при работе с обучающимися, не зависимо урок ли это по физкультуре или внеклассное мероприятие, как, например, час здоровья необходимо знать методику проведения занятия, непосредственно работать с коллективом и изучать происходящие изменения в развитии ребят. Попробуем организовать работу коллектива в колледже. 1. Организация рабочей группы. Класс ученический - это уже организованная группа. Как известно, в группе, которая приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья, подготовленности. Есть обучающиеся, хорошо физически подготовленные (занимающиеся в ДЮСШ или спортивных секциях), имеющие спортивные разряды. И наряду с ними – обучающиеся со средней и даже слабой подготовкой. В группе занимаются обучающиеся двух и более возрастов, юноши и девушки.

Уроки физической культуры проводятся в разных условиях - в помещении, на площадке, на местности, в разное время учебного дня. Интересы обучающихся и отношение их к занятиям различны. Одни любят баскетбол, футбол, другие - гимнастику, акробатику, лёгкую атлетику, плавание. Есть и такие, которых не интересует ни один вид упражнений, они неохотно идут на занятия, по всякому поводу и без повода уклоняются от них. Кроме того, обучающиеся приходят на урок с различной степенью возбуждения в зависимости от того, что было дома, на перемене, на предыдущем уроке. При всём разнообразии данных в характеристики обучающихся группы от всех требуется внимание к предстоящим занятиям. Увлечь единой целью каждого из обучающихся, настроенных по-разному, - дело нелёгкое, многие преподаватели испытывают при этом немалые затруднения. На уроке каждый должен получить возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями, предусмотренные планом преподавателя. Исходя из этих задач и особенностей проведения урока физической культуры и надо организовать рабочую группу. Особое внимание преподаватель должен уделить созданию в учебном коллективе здорового, так сказать «психологического климата», атмосферы взаимопомощи, чуткого, внимательного отношения друг к другу и вместе с тем неукоснительного выполнения требований, предъявляемых к обучающимся на уроке. Среди них такие «мелочи» как: определённый порядок подготовки к уроку (время и место переодевания, способ складывания снятой одежды, обуви); порядок построения и перехода к месту занятий, место построение в начале и конце урока; подготовка и отдача рапорта преподавателю о готовности группы к занятию; соблюдение правил подготовки, переноса и уборки пособий и снарядов; организованный уход с занятия. Справиться с такой организацией обучающихся легче, когда группа представляет собой хорошо слаженный организованный коллектив, где имеются ответственные и подчинённые, организаторы и исполнители. В этом таятся большие воспитательные возможности. Например, представляется возможность формировать жизненно необходимое умение подчинять и подчинятся. Воспитательные возможности такой организации распространяются и на так называемых трудных обучающихся. Нередки случаи, когда благодаря правильно подобранным общественным функциям для таких обучающихся, доверию в работе на занятиях физической культуры трудные подростки становились более дисциплинированными. И это закономерно. «Дисциплина - это результат воспитания». Итак, для успешного проведения урока, овладения вниманием группы и в то же время для педагогического воздействия на обучающихся преподаватель должен вести определённую работу, добиваясь, чтобы группа представляла собой хорошо организованную группу.

собой хорошо организованную группу. Первое в этой работе - создание физкультурного актива, на который преподаватель мог бы надёжно опереться. Из кого должен состоять актив группы и каковы обязанности каждого активиста? В методической литературе принято считать, что в физкультурный актив группы входят: физкультурный организатор (физорг) и его заместитель, дежурный, командиры отделений (групповоды) для занятий в группах на уроке, судья по спорту. Физорг и его заместитель избираются на один год из числа пользующихся авторитетом и уважением товарищей. Если физорг - юноша, то заместителем следует избрать девушку, и наоборот. Нередко в группе выбирают и двух физоргов – юношу и девушку. Физорг обязан, прежде всего, следить за выполнением всех установленных требований на занятиях по физической культуре в группе, помогать дежурным в подготовке обучающихся к уроку, не допуская их опозданий, вместе с преподавателем следить за тем, чтобы все были одеты по установленной форме. Кроме того, физорг ведёт физкультурную работу во внеурочное время - организует обучающихся на дополнительные занятия по гимнастике, лёгкой атлетике, играм и др.; составляет заявки на календарные спортивные колледжные соревнования и др. Дежурных специально назначают на урок физической культуры двух - юношу и девушку. Один из них ответственный, он и отдаёт рапорт. Дежурство на уроках физической культуры целесообразно передавать рядом стоящим в строю. В обязанности дежурных входит своевременная подготовка обучающихся к уроку в соответствующей одежде (в гимнастическом зале, на площадке осенью, весной и др.); обеспечение своевременной явки учеников на занятия по звонку; построение группы в шеренгу; рапорт преподавателю; подготовка к уроку мелкого инвентаря (скакалки, мячи, палки и др.), наглядных пособий; участие в подготовке и уборке снарядов. Командиры отделений назначаются, выбираются по-разному. Главные обязанности командира отделения: знать место построения и занятия группы, расположение снарядов, содержание заданий, намеченных для данной группы; уметь правильно выполнять и объяснять упражнения, оказывать страховку и помощь своим товарищам. Судьи по спорту привлекаются преподавателем к оценке качества выполнения упражнений, к учёту результатов контрольных упражнений. Подготовка судей и работа с ними ведётся в соответствии с положением о юном судье по спорту. Все названные активисты должны стать надёжными помощниками преподавателя на уроке, от их деятельности в определённой степени зависит успешное проведение занятий. Поэтому надо уметь выявлять, выбирать, назначать помощников, своевременно заменять их, а главное - постоянно с ними работать. С чего нужно начинать преподавателю эту работу? Прежде всего, на вводном уроке преподаватель рассказывает о том, чему он научит обучающихся по своему предмету, подчёркивает роль занятий для укрепления здоровья и улучшения физического развития, указывает, что от обучающихся для этого требуется. На этом же уроке выбираются физорг и его заместитель (предварительно преподаватель советуется о возможных кандидатах с классным руководителем). Тут же кратко говорит об обязанностях физорга и о том, чтобы обучающиеся группы поддерживали его, помогали ему и заместителю в их деятельности. Дальнейшая работа с физоргами в течении года идёт по намеченному плану. Большое значение имеет правильная организация отделений (групп) и выявление их командиров (групповодов). Опыт показывает, что один их целесообразных вариантов - создание отделение (групп) юношей и девушек на основе данных физической подготовленности и состоянии здоровья. Данные физического развития, в частности, такие, как рост, вес, не имеют решающего значения. Более важно учитывать при организации отделений уровень физической подготовленности обучающихся, так как это даст возможность обеспечивать посильность поручаемых учебных заданий. Стремление стать лучшими в своём отделении присуще каждому обучающемуся, что существенно улучшает качество обучения. Физическая подготовленность обучающихся определяется на первых уроках путём проведения экспресс тестов или контрольных упражнений из программы (бег, метание гранаты, прыжки с места в длину и т. п.). На основе результатов этой проверки в группе формируются отделения юношей и девушек: слабое и сильное. Называть отделения следует по номерам - первое, второе и т. д. В группах, где работа ведётся преподавателем из года в год, занятия можно вести с отделениями, образованными в предыдущем учебном году. Состав отделения может в течение года частично меняться. С ростом физической подготовленности, улучшением или ухудшением состояния здоровья обучающиеся переводятся в соответствующее отделение. Состав отделений может меняться в зависимости от учебного материала, который проходят обучающиеся в данный семестр. Может оказаться, что обучающиеся хорошо усваивают учебный материал из раздела лёгкой атлетики и хуже - гимнастики, или, скажем, спортивным играм. Во время проверки двигательной подготовленности обучающихся преподаватель внимательно наблюдает за ними, выделяя наиболее подготовленных, которых и назначает групповодами. Проведение занятий по группам повышает интерес к занятиям, развивает самостоятельность, активность, а это - одна из задач учебной работы. Однако надо твёрдо усвоить, что проведение урока с делением на группы возможно только при готовности к такой работе группы и специально подготовленных для этого групповодов. Вот почему недостаточно лишь назначить (выбрать) старших в группе, надо систематически готовить их к этой роли. Назначив (избрав) групповодов, преподаватель по ходу занятия помогает им справляться с обязанностями, оценивает их, но тактично, не подрывая, а наоборот, укрепляя их авторитет. Это весьма важно, так как чёткая организация работы в отделениях зависит от того, насколько ученики подчиняются старшему в группе и считаются с его указаниями. Необходимо стремиться к тому, чтобы все обучающиеся поработали достаточное время в роли помощников, развивая в себе требуемые для этого способности и умения. Создание нормальных взаимозависимых отношений обучающихся в группе, чёткое выполнение активом заданных функций требуют от преподавателя постоянного, чуткого внимания и поддержки каждого активиста. Назначение, выборы, смена активистов должны быть гласными, так же как и оценка их работы. Особо отличившихся обучающихся следует отмечать в приказах по колледжу. Всё это дисциплинирует обучающихся, повышает эффективность обучения и способствует более успешному решению задач, стоящих перед физическим воспитанием. 2. Подготовка обучающихся к роли групповода. В успешном проведении урока, в воспитательном воздействии на обучающихся существенную роль играет организация помощников преподавателя. Среди них особое место занимают групповоды. В роли их должны побывать все обучающиеся, чтобы у каждого развивались необходимые для этого способности и умения. Хорошая организация помощников преподавателя - это обучение детей самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Исходя из этих методических положений, ясно, что вести подготовку групповодов только на специальных семинарах далеко не достаточно. Важно систематически готовить всех обучающихся к умению возглавлять занятия в группе. А это возможно только в процессе обучения на уроке. Разумеется, обучая всех, преподаватель в то же время будет выбирать в первую очередь самых лучших, более способных, но постепенно необходимыми знаниями и умениями будут овладевать все. Готовить своих помощников - значит ещё одна дополнительная задача ко всем учебным задачам, стоящих перед уроком? Нет, это не дополнительная, а органически входящая в процесс обучения, важно только избрать для этого соответствующие активные способы и приёмы организации учебного труда. Какие же из них наиболее способствуют не только успешному обучению, но и подготовке помощников? В первую очередь - предусматривающих взаимную проверку и помощь обучающихся друг другу при разучивании движений - взаимообучение. К таким относится известный способ организаций занятий сменами с разделением обучающихся на пары. Обучающийся, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего напарника и по заранее указанным преподавателем критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено тем, за кем он наблюдает. Выполняя такие задания преподавателя, при упражнении сменами, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время отлично усваивают её сами. Воспитывая, таким образом, у обучающихся активность и инициативу, постепенно усложняя задания, преподаватель готовит обучающихся к выполнению обязанностей групповода, без чего невозможно успешно проводить занятия групповым способом. При разделении группы надо также привлекать всех обучающихся к наблюдению за упражняющимися, к взаимообучению. Например, двое выполняют задание на гимнастических матах, а все остальные, сидя на гимнастической скамейке, наблюдают. Старший в отделении страхует и также подмечает положительное и отрицательное в движениях упражняющихся. Выполнив задание, обучающийся выслушивает замечания. Возможен и такой вариант - шефство сильного над менее подготовленным на определённой серии занятий. Каждый «сильный» наблюдает за своим подопечным, когда тот упражняется (в порядке очередной попытки) и помогает ему осваивать движения. Полезно также взаимообучение в группе с оценкой, которую корректирует преподаватель, обязательно аргументируя окончательный балл. Когда двигательные действия усвоены и используются преимущественно для развития двигательных качеств, взаимообучение продолжается, но теперь обучающиеся наблюдают не только за техникой, но и за количественными результатами, характеризующими развитие двигательных качеств. Упражнения выполняются на большое число повторений (например, подтягивание, приседание на одной ноге, сгибание и разгибание рук в упоре и т. п.); на большее расстояние (например, прыжки в длину, метания); на меньшее время, затраченное на преодоление дистанции бега, полосы препятствий, передвижение на лыжне и т. п. Содействуют воспитанию активности и инициативы и другие методы организации учебного труда на уроке: индивидуальные задания отстающим обучающимся, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят. Например, обучающихся, отставших в овладении кувырком вперёд, выделяют в небольшую группу, отводят им гимнастический мат и назначают руководителя из числа лучших «акробатов» класса. Ставится условие: как только у отстающего получится кувырок вперёд, этот обучающийся переходит из группы отставших в основную и выполняет акробатические упражнения вместе со всей группой. Это, как показал опыт, исключительно повышает активность обучающихся: каждому хочется поскорее догнать товарищей. Так, в процессе обучения решается задача подготовки помощников, а вместе с тем обучающиеся получают необходимые знания и умения для самостоятельных занятий. Лучшей организацией самостоятельного выполнения учебных заданий под контролем групповода способствует применение наглядных пособий и технических средств точной информации о правильном выполнении движений. Таковы организационные приёмы взаимообучения в системе «ученик - ученик». Но чтобы оно проходило успешно, необходимо вооружать обучающихся (и в первую очередь тех, кто в конкретный момент исполняет роль групповода) критериями правильного выполнения, средствами исправления допускаемых ошибок. Вывод. Для грамотного проведения урока по физической культуре необходимо быть не только осведомлённым о физическом состоянии обучающихся, но и уметь составлять правильные программы обучения в зависимости от возраста обучающегося. Для эффективности в проведении урока необходимо вовлекать самих обучающихся в процесс обучения и воспитания. Назначаемые преподавателем помощники из обучающихся облегчают его работу и помогают лучше справляться с заданиями ребятам. Активисты - это хороший пример всему подростковому коллективу, то есть каких результатов следует добиваться. Нужно особо заметить, что преподаватель должен уделять внимание тем замечаниям, которые он может сделать своим помощникам, так как неосторожная критика в их адрес может привести к потери авторитета среди сверстников и повлиять на выполнение заданий. Общее физическое развитие обучающихся поправляется и благодаря дням отдыха, проводимым внеурочное время. Такие дни развивают у ребят интерес к спортивным играм. Укрепляют организм, закаляют его. Таким образом, умение правильно использовать организаторские способности и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык между преподавателем и обучающимися, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающий стать подросткам сильными, ловкими и здоровыми.

28.09.2018 13:55


Рекомендуем курсы ПК и ПП