СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организация взаимодействия семьи, школы и ребенка
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы.
Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики, их неумение, а порой родителей обвинять в этом тоже нереально. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка(социально-педагогический аспект)
Нынешние исследователи проблем семьи отличают, что первого ребенка супруги заводят не ради его самого, первенец у молодых - "сюрприз". Родителям не до него они заняты друг другом.
Особое значение приобретает появление ребенка в семьях, где молодожены не объединены общими профессиональными интересами, имеют разные пристрастия и увлечения. Их прежние добрачные привязанности тоже направлены в разные стороны. Совместный ребенок делает молодоженов не просто возлюбленными, но и по-настоящему родственниками. Значит, тем самым ребенок дает своим родителям и чувство общности забот, желаний, интересов.
Глядя на детей, общаясь с ними, люди приобретают не только нравственные навыки, с их помощью расширяют свой кругозор, множат полезные привычки.
Сами готовые включиться в любое дело, дети часто вовлекают взрослых в свои занятия. Приходится молодым мамам и папам тратить время на долгие прогулки, путешествия в лес, куда иначе бы они не нашли бы времени выбраться.
Деятельность социального педагога и классного руководителя в работе с родителями.
Происходящие в нашей стране обновления политической духовной жизни знаменательно тем, что ставит человека в центр политики и экономики, возвращает общечеловеческим ценностям статус приоритетных. Это происходит в общественном и индивидуальном сознании.
Переосмысление природы и назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы.
Сегодня гуманизация отношений внутри школы так же актуальна, как и взаимоотношение семьи и школы.
Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.
Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания.
Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители.
Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных, способных к сотрудничеству с другими детьми. Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.
У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.
Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.
Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.
Если спросить дисциплинарно-ориентированных родителей за что они порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей сосредоточено на соблюдении детьми порядка. Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать или отказаться от собственного удовольствия ради другого человека.
Дисциплинарно-ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребенку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребенку, либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них.
Дисциплинарно-ориентированные родители становятся в позицию учи-теля, причем, к сожалению, плохого учителя они принимают холодный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действия. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уровнями: плачем, неожиданной "тупостью"; беспомощностью и т.д.
Вопрос о контроле и представляемой свободе, их роли в развитии ребенка - проблема не только семейного, но и общественного воспитания.
Ни для кого не секрет: чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением. Может быть, когда дети будут чувствовать себя хоть в какой-то мере хозяевами, взрослым станет понятно, какую степень свободы они могут дать детям.
Воспитывающие детей взрослые нередко стоят перед проблемой принуждения. В семьях, где принят авторитарный стиль воспитания, это весьма распространено.
Принуждение - это следствие уже сложившихся взаимоотношений взрослых и детей.
Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства, сочетаясь с авторитетом знания, перерастает в авторитет ответственности. В глазах ребенка родители авторитетны потому, что они ответственны за него перед собой и обществом.
Психология семейного воспитания выдвинула представление об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каким он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка.
Если родители не принимают ребенка это у него вызывает чувство: неполноценности, которое польский психолог К.Обуховский назвал "Комплексом Золушки". У каждого ребенка с "Комплексом Золушки" есть "Комплекс Феи" - ожидание, что кто-то спасет его, поймет и полюбит.
Неуверенность в себе проявляется не только в робости, застенчивости. Нередко сочетается с высокими притязаниями, она выглядит как самонадеянность. Поведение таких детей в психологии называют аффективным, они болезненно воспринимают плохие и несправедливые отметки, с их точки зрения, любой ценой они стремятся привлечь внимание товарищей по классу, добиться похвалы учителя.
Как правило, родители, особенно школьников, редко задумываются о том, как относятся к ним дети. Может ли принимать ребенок холодных родителей, всегда готовых к наказанию, или безразличных, занятых собой, или постоянно опекающих ребенка в ущерб его самолюбию
Результаты исследований говорят о том, что младшие школьники принимают любых родителей. Детям этого возраста свойственна "разлитая доброжелательность": они настроены на хорошие отношения к другим, особенно близким людям, и они сами ожидают от них такого же отношения.
Нередко в семьях младших школьников провинившемуся ребенку долго и с раздражением выговаривают за проступок, оценивая и поступок и самого ребенка. В потоке назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет. Неудивительно, что родители обращаясь за помощью к психологам, к социальным педагогам, жалуются, что "детей ничем не проймешь", они не боятся никаких наказаний. Желая объяснить ребенку смысл его поступка, родители превращают объяснения в назидания, а разговор в наказание.
Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям, ссылаясь на свой собственный опыт (“нас били, и ничего, хорошими выросли”).
По мнению венгерских педагогов И.Раншбурга и П.Поппера физическое наказание действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться именно его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требования приличий в отношении других людей.
Наказывая ребенка, взрослому следует помнить, что с ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершил проступок, требующий наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он не прав; в общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым; обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку его проступка на всю его личность.
Только рядом со взрослым, признающим в ребенке "внутреннего человека", уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей его полноте. При работе с детьми, находящимися на домашнем обучении, родители являются участниками образовательного процесса, поэтому при обучении на дому по специальным коррекционным программам, проблема вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс приобретает особую актуальность.
© 2018, Чудинова Вера Петровна 604