СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организацией исследовательской деятельности учащихся я занимаюсь на протяжении 15 лет, как на уроках, так и во внеурочное время. В формировании навыков исследовательской деятельности я для себя условно выделяю три этапа, каждый из которых несет особую функциональную нагрузку.
I этап: Начало формирования умений и навыков исследовательской деятельности у учащихся 5–6 классов.
Этот этап, особенно для 5 классов, является, по сути, пропедевтическим, потому что, здесь я знакомлю учащихся с разнообразными видами учебной деятельности на уроках (работа с иллюстративным материалом, историческими источниками, картами, схемами, дополнительной литературой, написание мини-сочинений–рассуждений, исследовательские мини-проекты, работа в проектных группах и т.п.). В результате такой деятельности у учащихся закладываются основы для формирования исследовательских умений и навыков. Этот этап я считаю наиболее важным, т.к. у школьников этого возраста еще ярко выражена любознательность, изучаемые темы не вызывают особых сложностей, они интересны, поэтому здесь открывается широкое поле деятельности для начала формирования необходимых умений и навыков, но интенсивное их формирование я начинаю с 6 класса, где увеличивается объем и сложность изучаемого материала. Моя роль как учителя на данном этапе – обучающее-контролирующая.
II этап: Развитие и закрепление умений и навыков исследовательской деятельности у учащихся 7–8 классов.
К началу 7 класса учащиеся уже владеют определенными умениями и навыками исследовательской деятельности. Но их необходимо постоянно развивать и закреплять, тем более, что с каждым годом объем изучаемого материала возрастает, усложняется методическое построение урока и виды как урочной, так и внеурочной деятельности. Это промежуточный этап, где учащиеся овладевают следующей степенью сложности уже полученных умений и навыков, расширяя свою самостоятельность. Мои ученики 7-8 классов уже начинают участвовать в школьных и муниципальных конкурсах исследовательского характера, становятся членами проектных групп по сбору необходимого краеведческого материала, статистических данных, анкетирования населения для школьного краеведческого музея и написания научно-исследовательских работ. На данном этапе я себе отвожу развивающе-координирующую роль.
III этап: Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся старших классов.
Это завершающий этап в рамках школьного образования, на котором я приучаю школьников к максимальной самостоятельности при выполнении различного рода заданий исследовательского характера на уроках (лабораторные работы, учебные проекты, эссе, рефераты и т.п.). Наиболее способные ученики, проявляющие особый интерес к каким-либо вопросам исторического, краеведческого или обществоведческого характера, занимаются научно-исследовательской деятельностью во внеурочное время, участвуют в различных конкурсах исследовательских работ, социальных проектах, краеведческих чтениях и т.п. Я на данном этапе являюсь консультантом-координатором.
На краеведческой научно-исследовательской деятельности учащихся хотелось бы остановиться подробнее. Долгое время я проработала в сельской школе и столкнулась с такой проблемой – когда начинали собирать материалы по какой-либо теме об истории села и его жителях, часто оказывалось, что жители не помнят не только какие-то давние события, но и то, что происходило всего несколько лет назад. Меня это встревожило, и вместе с учениками мы занялись краеведческими исследованиями. Часто бывало так, что определяя тему для исследования, у нас не было никакой информации, ее мы по крупицам собирали самыми разными способами. А в итоге набирали материала столько, что не могли уложиться в предлагаемый объем страниц исследовательской работы, если отсылали ее на какой-либо конкурс. Что же это за способы и методы?
Конечно, в первую очередь, мы знакомились с научной литературой, в которой мы могли бы почерпнуть какие-либо сведения о нашем крае или изучить характеристику рассматриваемого периода по стране в целом; просматривали и анализировали материалы из фондов школьного музея; затем собирали воспоминания жителей села – очевидцев или участников тех или иных событий (здесь очень помогали проектные группы, состоящие из учеников средних классов). Мы анализировали и сопоставляли эти воспоминания (часто бывало так, что из огромной массы воспоминаний, отбирали лишь несколько предложений, но они были очень ценными); собирали статистические данные по школе, в участковой больнице, в Администрации сельского совета, в участковой избирательной комиссии (в зависимости от того, по какой теме мы работали и какие данные нам были нужны); проводили анкетирование жителей села, учащихся школы, социальные опросы на селе (особенно эти методы необходимы в исследованиях обществоведческого характера или в работе над социальными проектами), а затем анализировали полученные данные, выявляли особенности, строили графики и диаграммы, составляли статистические таблицы и т.п. В исследовательских работах очень помогают для добычи информации документальные источники: личные (трудовые книжки, грамоты, орденские книжки, благодарственные письма и др.) и архивные документы различных организаций и учреждений села (постановления Администрации сельского совета, Книги приказов по совхозам, школе, Дома культуры, больницы и др.)
Книги приказов являются просто кладезью информации. По ним можно узнать очень многое. Например, мы работали с Книгами приказов по школе и по МТС в военные годы и по ним написали несколько исследовательских работ. В них важно было все:
1).О чем приказы
В наиболее напряженные годы больше всего было приказов о наказаниях за то или иное нарушение, распоряжения по проведению различных видов сверхурочных работ как в селе, так и на строительстве оборонительных сооружений в Сталинграде, приказы о строжайшей дисциплине и многое другое; чувствовался дух того времени – период сталинизма. Когда закончилась Сталинградская битва, и, особенно, к концу войны, приказы стали более лояльными, появились приказы о поощрениях, благодарностях и т.п.
2).На чем писались эти приказы.
Чаще всего приказы были на листках из исписанных на одной стороне школьных тетрадей, на обрывках агитационных плакатов; газетах и боевых листках того времени – это само по себе было широким полем для исследований и давало нам дополнительную информацию.
3).С каким промежутком писались приказы.
В наиболее напряженные периоды Сталинградской битвы было не до приказов, их не писали несколько недель или даже месяцев.
Работая с Книгами приказов, учащиеся сопоставляли полученную информацию с тем, о чем они прочитали в литературе по данной теме или с тем, о чем говорилось на уроках по изучаемому периоду. И это тоже помогало в работе.
В процессе научно-исследовательской деятельности мы накопили большой краеведческий материал, который я часто использую на уроках; пополнили фонды школьного музея. Занимаясь исследованиями, учащиеся с удивлением узнавали, что рядом с ними живут интересные и замечательные люди, которые творили историю не только родного села, но и страны, внесли свой вклад в развитие культуры и науки. Навык, приобретенные учащимися в школе, помогают им в дальнейшем обучении, формируют интерес к предмету, кроме того, исследовательская деятельность краеведческого характера является важным аспектом патриотического воспитания школьников.
© 2016, Данковцева Светлана Анатольевна 218