СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организация работы с родителями (неблагополучными семьями)
Цели воспитания в семье и в учебном заведении обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к подросткам в училище и в семье (особенно в неблагополучной) нередко не согласованы. В подобных случаях родители и педагоги по-разному понимают содержание методов воспитания, неодинаково оценивают значимость материальных и духовных стимулов.
Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к обучающимся, изменения в лучшую сторону характера отношений между взрослыми и детьми в семье, необходимо соблюдать определенные требования.
Во-первых, неправильно видеть только в родителях причину всех наших сложностей в работе с «трудными» обучающимися. Негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно родители своими ошибочными действиями вызывают их. Не следует резко критиковать применяемые родителями методы воспитания, постоянно предъявлять им претензии. Это лишь приводит к ненужным конфликтам между работой педагога и семьей. Даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Следовательно, главное в отношениях с ними - тактичность, доброжелательность и терпение.
Во-вторых, чтобы знать, как именно работать с данной семьей, надо всесторонне ее изучить, выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определять реальные пути их оздоровления. Информацию подобного рода дают посещение на дому, беседы с родителями и детьми. Многое можно узнать, построив правильно свою работу по сбору информации о семье, именно сейчас уместно вспомнить анкетирование, наблюдения, диагностику личности обучающегося. (Н: сочинения - на такие темы, как «Моя семья», «За что я уважаю своих родителей», «Как я провожу свое свободное время» и т.д.)
В-третьих, действия педагогов по изучению семьи и обстановки в ней надо подчинить продуманному плану. Недостатки семейного воспитания, возможно, преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении достаточно длительного периода времени и по определенной системе.
В-четвертых, когда меры педагогического воздействия не дают требуемых положительных результатов, классный руководитель и мастер производственного обучения должны обращаться в органы исполнительной власти и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей. Меры воздействия педагога на родителей «трудных» обучающихся условно можно подразделить на следующие виды: повышение педагогической культуры родителей; педагогическое руководство воспитанием детей в семье; привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в училище.
Часто родителям кажется, что дети вышли из-под их контроля, но редко кто учитывает подростковый период, его особенности, процесс становления, а ведь это очень главный и важный момент. Практика показывает, что родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, однако считают себя сведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок. Именно в этот период, как правило, и теряется связь родителей с детьми. Наша задача помочь обучающимся и родителям показать друг друга с лучшей стороны, пояснить, что они должны понять и помочь друг другу, а не искать причин для большего раздора.
Для того, чтобы выполнить все требования нужно знать, и семью в которой живёт обучающийся, и самого обучающегося, качества характера, темперамента, способности и может быть даже использовать их в своих целях. Значимость данного направления деятельности очень велика. Для этого ещё раз хочу ознакомить всех присутствующих с примерными этапами изучения семьи.
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Семья – первичный мир, в котором будущий гражданин начинает свои первые шаги по пути социализации.
К сожалению, не все родители умеют правильно организовать педагогический процесс в семье. Родители считают что их дети стали взрослыми, но это далеко не так поэтому училище должно взять на себя направляющую роль в воспитании. Педагог должен постоянно изучать теоретические и методические основы семейного воспитания, уметь хорошо ориентироваться в практической семейной педагогике, знать особенности, возможности и тенденции семьи каждого воспитанника с целью усиления влияния училища на внутрисемейный процесс воспитания детей.
Важнейшим условием эффективности использования педагогического потенциала семьи в воспитании детей является педагогически целесообразная организация работы по изучению семьи обучающегося. Начинать эту работу необходимо с составления программы изучения семьи обучающегося.
Примерная программа изучения семьи обучающегося
Демографическая характеристика семьи. Полная, неполная семья, кто из родителей отсутствует, по какой причине, число взрослых членов семьи, их возраст, степень родства, число детей, их пол, возраст.
Жилищно-бытовые условия семьи. Вид жилья: изолированная квартира, коммунальная, собственный дом, частная квартира, общежитие. Наличие удобств. Личное подсобное хозяйство. Материальный достаток семьи. Наличие у ребёнка постоянного места для занятий и игр.
Социально-профессиональная характеристика семьи. Социальное положение родителей, их образование, профессия, место работы, должность, режим работы (односменный, двух-, трёхсменный, разъездной, неполный рабочий день, индивидуальная трудовая деятельность и т. д.) род занятий других взрослых членов семьи. Род занятий детей ( учащиеся школ, техникумов, дошкольники).
Отношение родителей к труду, главные мотивы трудовой деятельности (достижения высокого уровня заработной платы, достижение более высокого служебного положения, повышения эффективности общественного производства, потребность ощущать себя членом трудового коллектива, интерес к результатам труда и т. д.).
Общественная оценка их труда ( награды, знания и т.д.). воспитание у детей в семье трудолюбия, уважительного отношения к труду взрослых, гордости за трудовые традиции семьи. Включение детей в трудовую деятельность семьи, воспитание в семье ответственного и добросовестного отношения к учению. Передача детям опыта общественной работы родителей.
Нравственно-политическая культура семьи. Мировоззренческие установки взрослых членов семьи. Соотношение духовых и материальных ценностей в семье, умение соразмерять свои потребности с возможностями. Соблюдение взрослыми членами семьи единства слова и дела. Нравственная надёжность, чувство ответственности, долга, проявление членам семьи взаимного уважения, заботы, помощи.
Культурный уровень семьи, семейные традиции. Увлечения членов семьи: любовь к чтению, читательские интересы, наличие домашней библиотеки; участие в художественной самодеятельности, увлечение музыкой, игра на музыкальных инструментах; занятия спортом, туризмом; коллекционирование, техническое творчество, рисование и т. д.
Способы проведения семейного досуга и праздников. Приобщение детей к культурным ценностям семьи. Присущие семье традиции в праздновании красных дат календаря, дней рождения взрослых детей, воспитание уважения к женщине-матери, людям старшего поколения. Привитие детям навыков гостеприимства. Культура общения в семье, культура речи, эстетика быта.
Педагогический фон семьи. Характер взаимоотношений в семье: авторитарный, либеральный, демократический. Взаимоотношения родителей, особенности их характера ( высокомерный, безвольный, целеустремлённый и т. д.) и их влияние на воспитание детей. Рол матери и отца в семейном воспитании. Авторитет родителей в семье. Стиль отношения к ребёнку: уважение его интересов, склонностей, творческих попыток. Участие в свободных занятиях детей, развитие их общественной активной. Степень участия взрослых членов семьи в воспитании детей. Единство в требованиях детям. Методы воспитания детей: убеждение, принуждение, поощрение, наказание. Установление в семье режимов, способствующее успешной учёбой детей. Отношение родителей к училищу, педагогам. Согласованность воспитательных усилий семьи и училища. Участие родителей в жизни училища, группы. Способы повышения уровня педагогической культуры: посещение занятий педагогического всеобуча для родителей в училище, педагогическое самообразование.
Педагогические выводы об условиях воспитания в семье, основные трудности в воспитании детей, педагогический опыт данной семьи.
Достаточно полную характеристику семьи на основе данной программы педагог может получить, используя различные методы изучения:
- ознакомление со документацией ребёнка( личные дела, журналы, медицинские карты);
- наблюдение за обучающимся в процессе общения с ним, беседа с преподавателями, работающими в данном группе;
- посещение семьи, беседа с родителями и другими членами семьи;
- изучение родителей в процессе занятий в педагогическом лектории;
- анкетирование детей и родителей;
- проведение и анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Как я провёл выходной день», «Любимые увлечения нашей семьи», «Мои родители», «Брать пример с кого» и т. д.;
- анализ характеристик детей ( свободного изложения, стандартизированных), написанных по просьбе педагога их родителями.
Далее на основе полученных данных рекомендуется на семью каждого обучающегося заполнить в дневнике педагогических наблюдений информацию, для состоящих на учёте «Карточку ИПР».
© 2016, Минаева Зоя Викторовна 1060