© 2023, Игнатович Антон Валерьевич 121
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В речи детей 2-4 лет существуют ошибки, которые настолько распространены, что закономерно повторяются у всех правильно развивающихся детей.
Морфологические ошибки в речи детей:
Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста прослеживаются:
В употреблении предлогов и окончаний существительных в предложно-падежных конструкциях: кот лез по трубу вместо – вылез из трубы; идет в дом вместо – идет к дому, из дома выходит вместо – из-за дома выходит; между деда и внучки стоит бабка.
Ошибки в словообразовании:
Одной из проблем для правильного освоения значения слова является его многозначность - способность обозначать несколько разных предметов одновременно. Проблема в том, что в реальности существует достаточно большое количество возможных интерпретаций одного и тог же слова. Ребенок с трудом определяет слова с абстрактным значением, что обусловлено и его развитием, и отсутствием опыта, и его физиологией. Если взрослый определит собаку как домашнее животное, которое относится к классу млекопитающих, живет вместе с человеком и т. д., то ребенок скажет: «Собака - она меня вот сюда укусила». Дети также с трудом осваивают метафоричность, и в целом переносные значения слов, задавая несуразные вопросы: «От кого отстают часы?», «Куда идет кино?» Многие дети считают, что любой автомат (даже с газированной водой) должен стрелять, раз так он называется, и на любой машине, даже стиральной, можно куда-нибудь уехать. Аналогичным образом дети переделывают и тексты, заменяя абстрактные и незнакомые им слова на более конкретные и известные им, хотя, возможно, и не существующие в языке, например, «Хотят ли русские войны?» - «Котятки русские больны».
Однако довольно скоро ребенок начинает понимать, что одно слово может обозначать несколько предметов - класс предметов или явлений. Так в становящееся языковое сознание начинает входить представление об обобщающей функции слова. Значения, которые малыш вкладывает в свои первые лексемы, развиваются одновременно с развитием его мышления. От конкретно-действенного ребенок переходит к конкретно-образному мышлению. Вместе с этим он постигает обобщающее значение разных наименований. Соотнося слово с предметом или явлением, ребенок поначалу не может выделить существенные признаки обозначаемого понятия. Если поначалу слово «гав-гав» обозначает в сознании малыша одну (и именно эту) случайно увиденную на улице собаку, то вскоре этим словом ребенок начинает называть всех собак, кошек, все пушистые предметы: игрушки, кусочки шерсти и т. д. В случае, когда взрослый просит ребенка «принести птичку», ребенок без колебаний приносит и игрушечную птичку, и фарфоровый шарик с острым выступом, напоминающим носик птички.
Способ обобщения на основе случайного признака Л.С. Выготский называл «коллекцией предметов». Расширение социального опыта, развитие мышление позволяет ему перейти в первых номинациях к протопонятийным принципам формирования лексико-семантической системы.
Вот, например, двухлетний ребенок за окном видит веселого воробья, он тянется к нему, вопросительно глядя на маму или бабушку. «Это птичка!» - говорит ему мама. Через какое-то время тот же малыш видит пушинку, которая летит по комнате. «Птичка?» - произносит он, обращаясь к маме. «Нет, это пушинка!». Потом он видит моль, за которой гонится бабушка. «Птичка?» - вопрошает маленький человек. «Нет, это бабочка» - говорит мама. В детском сознании едет работа: не все, что летает, - птичка. Есть другие приметы: клюв, крылья, лапки. Все это есть у воробьев, синиц, ласточек. Но вот за окном - ворона. Большая и страшная. Ребенок с сомнением произносит: «Это птичка?». Позже он оказывается в деревне, в гостях у бабушки, где видит курицу. Вроде бы птичка, но почему-то не летает. Видит страшного гуся, который протягивает к нему свой клюв. Все это - птички.
Так в сознании малыша рождается открытие: слово птичка обозначает разные виды птиц, которые имеют свои словарные обозначения: воробей, синица, ворона, орел, курица, гусь. В этом случае понятийная система формируется от общего к частному, путем сужения объема понятия.
Но возможен и иной принцип формирования обобщающей функции слова. Вот, например, малыш впервые увидел елку. Он чувствует ее смолистый запах, колется ее иголками и т. д. На первых порах елка - обозначение только этого одного объекта, выступающего атрибутом веселого праздника. Постепенно ребенок знакомится с другими елками: маленькими и большими, игрушечными и естественными, елками в лесу и т. п. - все эти предметы называются одним словом - елка. Слово начинает приобретать все более широкое значение. Так ребенок поднимается на новую ступень обобщения.
Но в один прекрасный момент он узнает слово «дерево», значение которого еще более широко: оно обозначает и все елки, и все дубы, и все березы и т. д. Слово в детском сознании обретает еще один уровень абстракции. Слово «растение» - несет еще более обобщенное значение; его ребенок узнает значительно позже. Это для малыша наиболее сложная речемыслительная операция. Даже употребляя слова с широким обобщенным значением (звери, птицы, растения, вещи, фрукты), ребенок часто вкладывает в них свой достаточно конкретный смысл (звери - тигры, волки и медведи; растения - цветы и трава и т. п.).
Большие трудности ожидают ребенка в овладении так называемыми относительными словами, которые не несут в себе простого вещественного смысла. В качестве примера возьмем лексему «брат». Значение этого слова открывается по отношению к кому-то (брат может быть только чьим-то братом). Маленький ребенок может использовать в своей речи эту лексему. Однако понимает и применяет он ее иначе, чем взрослый или школьник. Если ребенка спросить: «У тебя есть брат?», он может ответить отрицательно. Однако если ему указать на его брата, ребенок скажет: «Это Коля». На следующем этапе развития мышления и речи на тот же вопрос («У тебя, есть брат?») он будет отвечать положительно («Это Коля»). Но если спросить дошкольника: «А у Коли есть брат?», он ответит: «Нет, у Коли нет брата». Сам себя ребенок еще не считает братом Коли, потому что слово «брат» имеет для него не относительное, а абсолютное значение. Чтобы овладеть относительным значением слов ребенок должен в своем речемыслительном развитии подняться на достаточно высокий уровень обобщения.
Еще более высокий уровень абстракции предполагает усвоение словосочетаний с относительным значением. Ребенок свободно усваивает словосочетания «горящий дом», «красный карандаш», но если сказать «брат отца» или «отец брата», то общее значение такого словосочетания не вытекает из суммы конкретных значений входящих в него слов. Предметная отнесенность здесь не совпадает со значением, а выводится из отношения двух слов друг с другом. Эти значения оказываются особо сложными для ребенка и усваиваются уже в школьном возрасте.
Приведенные примеры убеждают нас в том, что значение слова в речи ребенка развивается. Становление лексико-семантической системы идет одновременно с развитием сознания, которое меняет свое смысловое и системное строение.
© 2023, Игнатович Антон Валерьевич 121