© 2016 1454
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пушкина называют гением, «солнцем русской поэзии», создателем русского литературного языка. Об этом писали и размышляли многие. Вот несколько маленьких отрывков из книги известного учёного Лидии Яковлевны Гинзбург «О лирике».
«Язык поэзии не может быть обыкновенным, так как необыкновенен самый способ изъясняться ямбами, хореями и другими размерами. Из этого, разумеется, вовсе не следует, что положение слова в ритмической и рифмованной строке само по себе обеспечивает ему поэтичность – в таком случае писание стихов было бы занятием очень лёгким.
Каким образом житейское явление претворяется в эстетический факт, обыденное слово в слово художественное, многозначное и динамическое по качеству своих ассоциаций.
Поздняя лирика Пушкина – непревзойдённой силы ответ на эти теоретические вопросы. Совершённый Пушкиным реалистический переворот был делом величайшей трудности. Речь ведь шла совсем не о том, чтобы просто решиться ввести «прозаические» слова в стихотворный текст. Само по себе это дело вовсе нетрудное и нехитрое. У Пушкина же речь шла об эстетическом чуде претворения обыденного слова в слово поэтическое.
Пушкин никогда не стремился к безусловному ниспровержению традиций. Напротив того, в своём лирическом обиходе Пушкин до конца сохранил традиционные образы, вековым употреблением освящённые поэтические формулы, мгновенно и безошибочно вызывавшие у читателя определённую эмоциональную реакцию и определённый комплекс представлений. В поздней лирике Пушкина традиционная символика нередко втягивает в свой круг обыденное слово, как бы заражая его поэтичностью окружающей среды.
В свёл и заставил служить друг другу две великие силы эстетического воздействия: традиционные формулы, уже окружённые поэтическим ореолом (от них Пушкин не отказывался никогда), и непредвидимые прозаизмы, бесконечной чередой поступающие из запаса самой действительности.
В «Осени» русская природа, уединённая сельская жизнь, слитая с этой природой, управляемая её законами, являются величайшими ценностями, в частности потому, что они предстают нам здесь как условие поэтического вдохновения, творческого акта, о котором, собственно, и написано стихотворение «Осень».
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит – то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно, – а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
Здесь отчётливо видно, как сфера значительного и прекрасного втягивает в себя, пронизывает собой и тем самым преображает обыденные вещи.
Промёрзлый, трескается – эти слова не были бы допущены в классическую элегию; копыто — скорее принадлежало к басенному словарю. Но в «Осени» Пушкина все эти предметные слова в то же время проводники идеи вольной сельской жизни, русской природы, вдохновенного труда. Поэтому они так же прекрасны – и закономерно друг с другом сочетаемы, – как камелёк, в котором то горит, то тлеет огонь, как думы поэта. Всё это равноправно и единой цепью сплетающихся ассоциаций тянется к заключительному образу вдохновения:
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу: – матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Этот грандиозный символ тоже предметен, но строящие его предметные представления выступают здесь в другом своём назначении – как материал поэтического иносказания. Пушкин предоставил прозаизмам и эту роль – возвышенную с точки зрения традиционной эстетики.
В отличие от поэтических формул лирических стилей 1810–1820-х годов, нагое слово Пушкина – это слово непредрешённых заранее ассоциаций. Поэтому безграничны его смысловые возможности, возможности познания вещей в новых, непредвиденных поворотах.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса –
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
Мгла, покрывающая небеса, – привычная поэтическая формула; но Пушкин говорит: мглой волнистою, и это уже увиденное – форма облаков, подробность пейзажа. Природы увяданье – тоже общо и общеупотребительно, но словом пышное Пушкин сразу разрывает застывшую формулу, сопрягая её с темой следующего стиха –
В багрец и в золото одетые леса.
А удивительный эпитет блистающим копытом? Он связывает копыто с промёрзлым долом, с трескающимся льдом в нерасторжимый образ зимы с её снежным и ледяным сверканием, хрустом и звоном. И копыто стало поэзией, красотой».
Источник: «Русский язык в школе». – 1999. – № 2.
*
Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает стихи Александра Сергеевича Пушкина в фильме «Вновь я посетил…» (Творческое объединение «Экран» 1982 год) В фильме использованы скульптурные работы Леонида Баранова.
*
См.:
Карта сайта
А. С. Пушкин. Лирика
* Осень, озеро, озёрный – есень, езеро, езерский
© 2016 1454