СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
о мнению Л.С. Выготского,человек не «большая белая крыса» как считали сторонники бихивеоризма, человек, его личность – существо прежде всего социальное, историческое. Он пишет: «Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, личность поэтому есть понятие историческое».
Культурное развитие, по Л.С. Выготскому, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом.
Развитие же психических функций заключается в том, что все психические, данные природой («натуральные») функции с течением времени преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»): механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие произвольным и т.д. Все эти внутренние процессы зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем закрепляются в его сознании.
Следовательно, основанием и средством развития личности, приобретения новых форм поведения является слово (знак), которое, по мнению Л.С. Выготского, является своеобразным орудием такого развития.
Приобретение речью социальных функций (обогащение внимания) и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий - вот два важнейших момента, подготовляющих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного развития
Сам процесс приобретения новых форм поведения Л.С. Выготский назвал интериоризацией и описал ход этого процесса: «При вращивании, т. е. переходе функции внутрь происходит сложнейшая трансформация всей ее структуры. Существенными моментами характеризующими трансформацию, следует считать, как показывает экспериментальный анализ: 1) замещение функций, 2) изменение натуральных функций (элементарных процессов, лежащих в основе высшей функции и входящих в ее состав) и 3) возникновение новых функциональных систем (или системных функций), принимающих на себя то значение в общей структуре поведения, которое ранее выполнялось частными функциями»
Таким образом, психологическое орудие (знак) придает качественно новое строение «элементарным функциям», которые имеются на более ранних уровнях психического развития. И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).
© 2017, Бойкова Татьяна Валериевна 335