СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Что такое язык программирования?
Вы уже знаете, что с помощью компьютера, например, можно поиграть в какую-нибудь игру, написать сочинение, использовать его как музыкальный инструмент либо альбом для рисования и т.д.
Действительно, все это возможно, при одном условии: компьютер выполнит задание, если ему будет задана определенная последовательность команд. Составление последовательности команд для решения конкретных задач на языке программирования называется разработкой программ, либо программированием.
Язык программирования представляет собой набор слов, специальных знаков и команд, понятных компьютеру. Поэтому вам необходимо знать слова, команды и синтаксические правила языка программирования.
Команда – это служебное слово, которое обозначает какое-либо действие.
Программа – алгоритм, записанный с помощью команд языка программирования.
Структура программы
Программа на Паскале оформляется всегда стандартным образом и может иметь следующий вид:
Program имя программы; (название программы)
Uses CRT; (раздел подключения модулей)
var имя переменной: тип переменной; (раздел описания переменных)
begin
<раздел команд>;
End.
Имя программы – это набор латинских букв или цифр, Раздел команд – набор команд, разделенных ; Алфавит языка Pascal включает латинские буквы, цифры, символы операций (+, -, *, /, =, >, <), разделители (. , ; ( ) [ ] ‘ _ : пробел).
Данные в языке Pascal
Данные в языке Pascal называют величинами. Величины: константы, переменные и выражения. Константа – это величина, которая в процессе выполнения программы не изменяет своего значения. Переменная – это величина, которая в процессе выполнения программы может изменять свое значение. Выражения бывают численные или символьные. Типы переменных: 1). Целочисленные (integer); 2). Вещественные (real); 3). Символьные (char); 4). Строковые (string). Для записи переменных в память используется оператор присваивания имя переменной :=выражение; Для отображения значений переменных на экране используется оператор вывода Write(выражение); |
Рассмотрим пример программы.
Пример1. Составить программу, которая вычисляет и выводит на экран сумму двух чисел.
Program summa;
var a,b,s: integer;
begin
a:=10;
b:=6;
s:=a+b;
write (s);
end.
Выполнить эту программу, используя Pascal ABC.
Упражнения для практического выполнения
Ввод и вывод данных.
При выводе информации на экран можно использовать отдельное окно. Для управления режимами экрана подключается модуль CRT: Uses crt; После этого пользователю доступны следующие процедуры и функции: Для вывода данных используются команды write и writeln. Writeln(список величин); Writeln после вывода всех выражений переводит курсор на новую строку. Для записи значений переменных в память можно использовать команды ввода read и readln. Read(список переменных); Эта команда останавливает выполнение программы ждет, пока пользователь введет с клавиатуры значения переменных, после чего курсор остается в текущей строке. Readln после ввода всех параметров переводит курсор на следующую строку. При составлении программ используется следующий алгоритм:
|
Пример 2. Составить программу, которая вводит два числа с клавиатуры, вычисляет их сумму и выводит на экран.
Uses crt;
var x, y, z: integer;
begin
write ('Введите х:');
read (x);
write ('Введите y:');
read (y);
z:=x+y;
write ('z=', z);
end.
© 2015, Одноклубова Лариса Алексеевна 4951