СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основные принципы проектной работы:
Вариативность.
Решение проблем.
Когнитивный подход к грамматике.
Учение с увлечением.
Личностный характер.
Адаптация заданий.
Методика работы над проектом
Выбрать тему проекта, тип, количество участников.
Учитель продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
Распределить задачи по малым группам, обсудить возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.
Начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным, групповым заданиям.
Постоянно проводятся промежуточные обсуждения заданий.
Защита проекта, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, выводы.
При защите проекта необходимо учитывать следующие пункты:
качество предоставленного материала, композиция;
глубина проникновения в проблему;
привлечение знаний из других областей;
межпредметные связи;
активность каждого участника проекта;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи в группе;
умение аргументировать, делать выводы;
культура речи;
использование наглядных средств;
эстетика оформления результатов проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка, предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке. С другой стороны, учителю необходимо найти способ “ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение является метод проектов.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы. Это требует от него владения большим объемом предметных знаний. Владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, например, генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Практика пользования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения ИЯ на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Работа с проектом имеет следующие этапы:
I этап. Подготовительный.
Подготовительный этап:
- в рамках программы определение учителем тем проектов;
- формулировка учителем проблемы;
Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а также сами учащиеся. Чаще темы проектов относятся к какому–то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного опыта.
II этап. Организация работы.
Основной этап:
- ознакомление учащихся с методикой работы над проектом;
- знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;
- ознакомление с аутентичным материалом;
- выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах;
- формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль;
- контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений.
Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.
III этап. Завершающий этап
Завершающий этап:
- оформление проектов в виде коллажа, путеводителя, плаката, компьютерной презентации и т.д.;
- презентация и защита проектов;
- обсуждение результатов, подведение итогов работы.
Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.
Возможные критерии оценок.
Ошибки в речи.
1.1. Грамматика. Учащиеся должны оценивать правильность использования определенных грамматических структур, изучаемых в рамках данной темы (конструкции “there ia (are) глагола “to have”, простого настоящего времени).
1.2. Лексика. Необходимо грамотно использовать слова и выражения, изученные в данной теме. Например, названия школьных предметов, дней недели и т. д.
1.3. Фонетика. Умение правильно произносить слова и предложения (звуки, интонация и т.д.)
2. Логичность. Здесь необходимо напомнить детям, как логически правильно выстраивать защиту проекта, то есть сначала назвать тему проекта, затем цель и т. д.
3. Соответствие проекта, теме, целям, и задачам. Оценивание этого критерия может вызвать у многих учащихся сложности. Уже на начальном этапе детей необходимо учить четко понимать тему, различать цели и задачи.
Качество представленного материала.
4.1. Эстетика и грамотность проекта. Нужно объяснить учащимся, что проект должен быть оформлен аккуратно, эстетично, отвечая художественным требованиям. В проекте не должно быть лексических и грамматических ошибок (или их количество сведено до минимума), то есть учащимся необходимо тщательно проработать письменный тест на этапе выполнения проекта.
4.2. Оценивается полнота представленного материала, то есть объём текстов, их логичность.Проект предполагает использование иллюстраций, картинок и т. д.
© 2015, Чумак Елена Васильевна 2529