СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные требования к результатам общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любые изменения в экономической и политической ситуации влекут за собой и перемены в социальной жизни. Естественно, что это не может не отразиться на системе образования. Можно обсуждать, хорошо это или плохо, но это реальность, которую нельзя игнорировать. невозможно оставить в неизменном состоянии те подходы к обучению и воспитанию, которые существовали 20–30 и более лет назад. Возникла необходимость обозначить новые цели и приоритеты образования. Для решения этих задач были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, в которых «процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности». Для понимания того, как и куда двигаться дальше, необходимо определить систему координат и ответить себе на вопрос: «Зачем сейчас обучение и развитие школьников должно быть построено по-другому?». рассмотрим некоторые изменения, которые произошли в современном мире и повлекли за собой необходимость модернизации системы образования. Во-первых, появились новые технологии, которые позволили как взрослым, так и детям получить доступ к обширному объему информации. с одной стороны, это расширило возможности познания, с другой – потребовало от каждого человека, который пользуется этой информацией, способности критически оценивать ее, отсортировывать значимую от второстепенной, истинную от ложной, умения самостоятельно обозначить свою личную позицию по отношению к тем сведениям, которые размещены в сми. А это возможно только при достаточном уровне личностной зрелости.

В стандартах достаточно четко обозначены такие приоритеты образования, как формирование:

  • активной жизненной позиции;
  • самостоятельности в определении своих целей и планировании путей их достижения;
  • способности нестиответственность за свои действия;
  • осознанного подхода к выбору решений;
  • критичности в оценке своих поступков и окружающих событий и др.

Именноэти качества характеризуют зрелую личность. Человек, обладающий активной, самостоятельной жизненной позицией, может критично подойти к решению проблемы, сделать осознанный выбор и ответственно отнестись к результатам своей деятельности. Во-вторых, современное общество отличается отсутствием явно декларируемых социальных норм и правил поведения, ценностей и т.п. таким образом, для подрастающих молодых людей часто не обозначена система координат, с которой они могли бы соотносить свои действия и поступки, расценивать их как хорошие или как плохие. раньше эти функции во многом выполняло государство, реализуя свои идеи через детские организации. сейчас воспитанием в основном занимается семья, которая в силу недостатка специальных знаний не всегда успешно справляется с этими задачами. таким образом, социализация детей и подростков, как правило, происходит стихийно под влиянием средств массовой информации и сверстников. но развитие многих личностных качеств, таких как патриотизм, гражданская позиция, демократические ценности и традиции, гуманизм, является крайне важным для общества и должно происходить в рамках организации образовательной деятельности. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы кроме учебных навыков развивать у обучающихся еще и мировоззрение, чувство долга, толерантность, уважительное отношение к другим мнениям и культурам и т.д. В-третьих, для современной действительности характерны достаточно активные миграционные процессы, которые увеличивают рост социальной напряженности в обществе, влекут за собой трудности адаптации и ассимиляции людей, приезжающих на новое место жительства, где существуют свои традиции. на уклад жизни в каждом регионе нашей многонациональной страны влияет множество факторов: язык, культурное наследие народов, исторические события прошлого, географические условия и др. соприкосновение различных культур не всегда происходит гладко и бесконфликтно. Поэтому в какой-то момент появились задачи, связанные с развитием толерантного отношения к окружающему миру и другим людям, а также с формированием уважения к другим мнениям, готовности к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций и продуктивному сотрудничеству. результатом освоения учебной программы должно быть усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. В-четвертых, существенные изменения произошли в сфере научных знаний и прикладных областей деятельности. современная экономика нуждается в специалистах, владеющих не только новыми технологиями, но и совершенно иными подходами к реализации своего профессионального потенциала. рынок труда предъявляет к специалистам такие требования, как умение находить и анализировать информацию, планировать и организовывать свою деятельность, самостоятельно принимать взвешенные решения и нести за них ответственность, искать и использовать различные возможности для повышения своего мастерства, умение выстраивать отношения в коллективе и др. Поэтому обучающиеся должны быть готовы к «осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде». Для того чтобы выпускник школы и затем колледжа, ВУЗа мог реализовать себя в профессиональной сфере, он должен уметь формулировать свои цели, определять способы их достижения, планировать свою деятельность, развивать свои познавательные мотивы. В-пятых, можно отметить противоречивую ситуацию, сложившуюся в отношении семьи. некоторые события, происходящие в мире, ставят под сомнение необходимость и значимость существования семьи как социального института. В связи с чем в стандарте последнего поколения особое внимание уделяется тому, чтобы сформировать у учащихся «осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи». рассмотренные выше изменения, которые за последние десятилетия произошли в жизни общества, предъявляют совершенно иные требования к результатам освоения образовательных программ.

Результаты освоения образовательной программы

Главным критерием качества образования во ФГОС указываются результаты: личностные, метапредметные и предметные. Именно на них необходимо ориентироваться педагогам, руководителям образовательных учреждений и разработчикам программ. В стандарте описан «портрет выпускника» – дана характеристика тех качеств личности, которые должны быть сформированы у ученика на этапе окончания основной школы. Выпускник основной школы – это человек, который:

  • любит свой край и свое Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда,науки и творчества;
  • умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, может применять полученные знания на практике;
  • социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет своипоступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняет правила здорового иэкологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Формирование указанных личностных качеств имеет большое значение как для каждого выпускника школы, для его реализации в жизни, так и для благополучия всего общества. Конечно, школа может не смотреть в перспективу, не учитывать в образовательном процессе то, как дальше будет складываться жизнь выпускников. но это очень недальновидно. Всё же молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, должны не только владеть знаниями и навыками в различных предметных областях, но и уметь решать проблемные ситуации, с которыми они сталкиваются в профессиональной, личной, семейной жизни. Многие выпускники школ, продолжающие свое обучение в ВУЗах, имеют хорошие знания в той или иной предметной области, но при этом не умеют учиться. Как отмечают университетские преподаватели, большинство студентов, начинающих свое обучение, сталкиваются с такими трудностями, как:

  • неумение составить конспект лекции – выделить основные положения, структурировать, обобщить и систематизировать информацию;
  • неумение работать с источниками информации – найти необходимую литературу, составить конспект (чаще просто выписывают цитаты, без смысловой обработки текста), сравнить различные авторские позиции (выделить общее и различное), синтезировать данные;
  • проблемы понимания научных текстов, которые содержат многотеоретических, абстрактных понятий (недостаточно развитое смысловое чтение);
  • неумение пересказать, изложить прочитанный текст и сформулировать собственное отношение к прочитанному, логично донести свою точку зрения;
  • неумение решать нестандартные задачи, которые требуют подходов, незнакомых по прошлому опыту; при этом студенты достаточно легко справляются со стереотипными заданиями по хорошо усвоенным алгоритмам, что говорит о «натренированности» выпускников школ на выполнение определенных типов задач и неумении, неготовности браться за новые, сложные задания, которые выходят за зону их актуального развития;
  • отсутствие познавательного интереса; такие студенты не задают вопросы, не стремятся вникнуть в суть проблемы, не ищут и не используют дополнительные источники информации, не стремятся открыть для себя что-то новое в профессиональной сфере и др.

Затем, получив профессию, молодые специалисты испытывают трудности в адаптации, в планировании своей деятельности, в определении целей и мотивов работы, в выстраивании отношений, в умении разрешать конфликты. таким образом, можно отметить, что выпускник школы должен быть готов к самостоятельному решению многих задач и проблем, с которыми он сталкивается в своей взрослой жизни. и эта готовность сформулирована в результатах его обучения.

04.03.2016 13:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП