СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности начального этапа обучения иноязычному говорению в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности начального этапа обучения иноязычному говорению в начальной школе

Медведев А.В.,

преподаватель специальных дисциплин

ТОГАПОУ Промышленно-технологический колледж,

студент магистратуры

Социально-педагогический институт

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,

г. Мичуринск, Российская Федерация

Безусловно, раннее обучение иностранному языку – это потребность времени и необходимость, возникшая в связи с новыми условиями образовательной действительности [1], поскольку жить в современном мире без знания иностранных языков не представляется возможным. Обучение иностранным языка с ранних лет основано на ряде многочисленных исследований, уходящих истоками в физиологические, психологические и педагогические исследования.

Доказано, что раннее обучение иностранному языку создает благоприятные возможности для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к языковому и культурному многообразию мира, сформировать уважение к языкам и культурам других народов[3]. Также раннее изучение ребенком иностранного языка способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Вместе с тем, по существующему мнению, роль иностранного языка на ранней ступени обучения неоценима в развивающем и воспитательном аспектах.

Так, в познавательной деятельности восприятие иноязычной речи младшим школьником связано с вниманием. Замечено, что внимание младшего школьника отличается неустойчивостью и непроизвольностью. В младшем школьном возрасте обучающиеся обращают внимание лишь на те факты, которые вызывают непосредственный интерес. У младших школьников имеется непосредственный интерес к изучению иностранного языка, поскольку детям хочется слышать и самим говорить на иностранном языке [2].

В специальной литературе обосновано, что изучение иностранного языка в раннем возрасте является полезным независимо от стартовых способностей детей. Раннее обучение оказывает на ребенка ряд положительных факторов, которые приведены нами ниже:

1. оказывает положительное влияние на развитие психических функций младшего школьника (памяти, мышления, внимания, воображения; восприятия).

2. оказывает стимулирующее влияние на общие речевые способности младшего школьника [8].

Обучение иностранным языкам в начальной школе имеет значительный практический эффект в плане повышения качества владения иностранным языком в основной школе. Раннее обучение иностранным языкам также открывает перспективу для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым в современных условиях становится очевидной [6]. Вместе с тем, учет особенностей возраста младших школьников является отправной точкой для конструирования курса обучения иностранному языку на игровой основе.

Исследователи, изучая ранний возрастной период, акцентируют свое внимание на том факте, что с момента рождения ухо и мозг человека имеют способность воспринимать и обрабатывать даже малейшие различия между фонемами, принадлежащими родному языку [7]. Данная чувствительность и восприимчивость к фонематическим контрастам языка постепенно уменьшается с возрастом. В работах исследователей отмечено, что с трехлетнего возраста ребенок способен не только разделять, но и развивать две языковые системы.

Как известно, языковое развитие человека продолжается в течение нескольких лет. Однако, чтобы языковое развитие ребенка шло на двух языках и было параллельным, ребенку в ходе своего развития необходимо говорить на двух языках. Так, пластичность и гибкость мозга ребенка приводит к тому, что ребенок будет изучать языки, как и другие вещи, с большей легкостью, которая не является доступной взрослому человеку. Данный факт является признаны и учитывается в практике обучения иностранным языкам [7]. Согласно вышеизложенному полагаем, что раннее обучение иностранным языкам является эффективным и результативным для формирования навыков и умений иноязычного говорения младших школьников.

Ряд психологов (А.А. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают, что возрастной период от четырех до девяти лет в жизни человека является наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. Дети младшего школьного возраста быстрее и эффективнее запоминают изучаемый языковой материал. В данном возрасте у детей отсутствует страх вступления в иноязычное общение. Помимо этого, основным видом деятельности в данный возрастной период является игра, или игровая деятельность. Данное обстоятельство, полагаем, позволяет сделать изучение английского языка наиболее доступным и привлекательным. Очевидно, что, обучая детей младшегошкольного возраста, у учителя иностранного языка появляется возможность оптимально сочетать коммуникативные потребности ребенка и возможности выражения данных потребностей на иностранном языке в игровой форме [9].

В связи с обозначенными особенностями развития младших школьников полагаем, что уроки иностранного языка необходимо строить иначе, в отличие от уроков со старшими школьниками. Уроки иностранного языка в младшей школе должны быть максимально приближены не только к естественному общению, но и к той деятельности, которая характерна для детей данного возраста, а именно, - к игровой деятельности, чтобы дети как можно раньше могли почувствовать результаты своих усилий [5].

Существует мнение, что в возрасте восьми-девяти лет ребенок активно начинает осваивать основные логические операции мышления. Ребенок становится способен выражать себя в социальном, когнитивном и эмоциональном планах. В мышлении ребенка постепенно вырабатывается способность выполнять более сложные мыслительные абстрактные операции. В языковом плане ребенок уже умеет работать вне контекста языковой ситуации, т.е. быстрее воспринимает и на ментальном уровне обрабатывает морфологию и синтаксис языка. При этом обработка языковой информации лучше всего происходит на слух [3]. Данный факт свидетельствует о том, что наиболее оптимальными игровыми приемами при обучении детей младшего школьного возраста являются иноязычные игры, в большей степени опирающиеся на слуховые рецепторы ребенка.

Доказано, что дети младшего школьного возраста приобретают метакогнитивные навыки, могут извлекать информацию из контекста языковой ситуации. В младшем школьном возрасте у человека не только появляется способность к легкому запоминанию изучаемого языкового материала, но и значительно улучшаются стратегии запоминания иностранного языка. Ребенок постепенно становится способным логически (систематически и селективно) обрабатывать наибольшее количество получаемой от учителя иностранного языка информации. Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности младшего школьника, учителя приобщают ребенка к изучению иностранного языка, что, безусловно, положительно влияет на формирование не только языковой, но и общей культуры ребенка. Вместе с тем, языковое развитие на иностранном языке способствует развитию у ребенка мотивации к освоению изучаемого иностранного языка [4].

Таким образом, мы выясняли, что младший школьный возраст является эффективным для обучения детей английском языку, а игровая форма обучения является наиболее рациональной для овладения навыками и умениями говорения на иностранном языке в силу психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

  1. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе (журнал «Иностранные языки в школе № 3 – 2003).
  2. ГолышкинаИ.В., Ефанова З.А. Изучаем английский, играя / авт.-сост.- Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
  3. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О. В. Калимулина // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3. – С. 17-20. 9.
  4. Кашина Е. Ролевые и лингвистические игры — Самара, 1992.
  5. Конышевой А.В. Современные методы обучения английскому языку. / Под ред.– 2-е изд., стереотип. – М.: ТетраСистемс, 2004.–148с.
  6. Матрон Е.Д. Сюжетные ролевые игры на уроках по работе с газетой // Иностранные языки в школе. – 1990. - № 2 – С. 81-85.
  7. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.- С. 115.
  8. Сухова И.А., Иванова Т.В. Лекции по методике обучения иностранным языкам. – Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы, 2004 г.
  9. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник / А.А. Ухтомский. – Рыбинск, 1997, – 209 с.
25.02.2020 20:06


Рекомендуем курсы ПК и ПП