СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Потребность в общении со сверстниками играет значительную роль во внутренней жизни подростка, в его переживаниях и мыслях. Общение складывается как в формальной, так и в неформальной среде.
Формальная среда общения — общение в группе, которая создана в соответствии с заранее установленными, общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Для подростков такой группой является ученический коллектив.
Неформальная среда общения — общение в группе, возникшей спонтанно на основе личных симпатий или антипатий для достижения совместно значимой цели. Для подростка такой средой является общение в группе сверстников.
Общение в коллективе (формальная среда) необходимо для самоутверждения в качестве представителя общества, гражданина.
Общение в группе сверстников (неформальная среда) необходимо для проявления своей индивидуальности в мире стихийно формирующихся симпатий и антипатий, выборов и предпочтений.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Важно принадлежать к группе
Ориентация на лидера группы
Подчинение правилам группы
Дружба
Однако именно в этом возрасте человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, предательство.
Потенциал
в разных коллективах, как формальных, так и неформальных, усвоение норм и правил группового общения, формирование представлений о товарищеской солидарности и взаимовыручке.
Риск
страх быть изгнанным из неформальной группы может заставить избегать явного расхождения с общественным мнением, подчиняться правилам группы, даже если они противоречат внутренним установкам;
при возникновении трудностей в среде формального общения (школа, кружки, секции и пр.), несовершеннолетний может придавать среде неформального общения гораздо больше значения, чем она того заслуживает;
ОБЩЕНИЕ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ
Важность группового общения для социального развития подростка не вызывает сомнения. Однако не стоит забывать и о потребности в доверительном общении со значимым взрослым, о ценности общения в семье, даже не смотря на активную позицию отчуждения, автономность, свойственную подростковому возрасту.
Подростки охотно следуют за старшими, которые проявляют к ним искренний интерес, открывают им ранее неизвестное содержание предметов и явлений, объясняют смысл межличностных отношений, знакомят с нормативами «взрослого» поведения.
Потенциал
Риск
ОБЩЕНИЕ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
трансформирует ценностные ориентации и базовые потребности, обеспечивает новыми механизмами приобретения социального опыта.
Интенсивное ежедневное общение со сверстниками и взрослыми реализуется через использование ресурсов интернета, общение в социальных сетях, компьютерные игры, переписку в мессенджерах.
Особенности виртуального общения:
Свободное самоопределение. В виртуальной среде подросток может быть кем угодно и выглядеть как угодно, быть существом любого пола.
Анонимность общения. В сети предоставляется свобода самопрезентации — возможность создавать впечатление о себе по своему выбору.
Отсутствие границ. В интернет-пространстве можно общаться с любым человеком из любой точки мира.
У подростков появляется необходимость конструирования виртуальной личности для общения в виртуальном пространстве.
Однако не стоит забывать, что слабый контроль и свободный доступ к любой информации и общению с любыми людьми несет в себе угрозу психическому и физическому здоровью.
Потенциал
Риск
с реальными людьми;
© 2022, Вяткина Елена Викторовна 6757