СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности общения подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потребность в общении со сверстниками играет значительную роль во внутренней жизни подростка, в его переживаниях и мыслях. Общение складывается как в формальной, так и в неформальной среде.

Формальная среда общения — общение в группе, которая создана в соответствии с заранее установленными, общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Для подростков такой группой является ученический коллектив.

Неформальная среда общения — общение в группе, возникшей спонтанно на основе личных симпатий или антипатий для достижения совместно значимой цели. Для подростка такой средой является общение в группе сверстников.

Общение в коллективе (формальная среда) необходимо для самоутверждения в качестве представителя общества, гражданина.

Общение в группе сверстников (неформальная среда) необходимо для проявления своей индивидуальности в мире стихийно формирующихся симпатий и антипатий, выборов и предпочтений.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Важно принадлежать к группе

  • Подросткам свойственно спонтанно объединяться в группы, внутри которых они общаются по стихийно складывающимся правилам.
  • Общение в среде себе подобных крайне важно для подростка. Он испытывает потребность быть принятым, одобряемым сверстниками, ищет расположение окружающих, испытывает страх быть изгнанным, поэтому избегает проявлять расхождения своих взглядов с мнением группы.

Ориентация на лидера группы

  • Лидер – сверстник, которого отличает способность влиять на окружающих, их мнение, вести за собой (хотя бывает, что такая способность им самим не распознается).
  • В общении с лидером другие подростки без внутреннего сопротивления принимают его стремления за свои.

Подчинение правилам группы

  • Стиль отношений в подростковой группе характеризуется большой интенсивностью группового давления.
  • Установки лидера поддерживаются остальными членами группы и определяют манеру поведения внутри сообщества. Зачастую даже те, кто ощущает противоречие между «общим делом» и своими этическими, эстетическими и нравственными установками, редко бывают в состоянии преодолеть гнет такого давления.

Дружба

  • Дружба и «служение» ей становятся одной из значимых ценностей в общении подростков. Именно через дружбу усваиваются черты высокого взаимодействия людей: сотруд ничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.
  • Дружба дает возможность глубже познать другого и самого себя, так как отношения строятся на доверии.

Однако именно в этом возрасте человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, предательство.

Потенциал

    • самоутверждение в качестве представителя общества, гражданина в формальной среде общения, проявление индивидуальности в неформальной группе;
    • приобретение опыта межличностного общения

в разных коллективах, как формальных, так и неформальных, усвоение норм и правил группового общения, формирование представлений о товарищеской солидарности и взаимовыручке.

Риск

    • полное подчинение правилам группы:

страх быть изгнанным из неформальной группы может заставить избегать явного расхождения с общественным мнением, подчиняться правилам группы, даже если они противоречат внутренним установкам;

    • подмена повседневных взаимосвязей на неформальную среду общения:

при возникновении трудностей в среде формального общения (школа, кружки, секции и пр.), несовершеннолетний может придавать среде неформального общения гораздо больше значения, чем она того заслуживает;

    • вовлечение в деструктивные неформальные молодежные объединения.

ОБЩЕНИЕ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ

Важность группового общения для социального развития подростка не вызывает сомнения. Однако не стоит забывать и о потребности в доверительном общении со значимым взрослым, о ценности общения в семье, даже не смотря на активную позицию отчуждения, автономность, свойственную подростковому возрасту.

Подростки охотно следуют за старшими, которые проявляют к ним искренний интерес, открывают им ранее неизвестное содержание предметов и явлений, объясняют смысл межличностных отношений, знакомят с нормативами «взрослого» поведения.

Потенциал

  • расширение жизненного опыта

Риск

  • выбор отрицательной модели взрослого авторитета для подражания

ОБЩЕНИЕ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

  • Современную подростковую субкультуру невозможно представить без информационно-компьютерных технологий, и они оказывают на нее существенное влияние. «Жизнь» в виртуальном пространстве является уже необходимым условием социального развития подростка.
  • Интернет выступает особым культурным пространством, способствующим удовлетворению множества потребностей подростков, с огромными возможностями для взаимодействия.
  • Виртуальная реальность формирует новые моральные установки,

трансформирует ценностные ориентации и базовые потребности, обеспечивает новыми механизмами приобретения социального опыта.

  • Общение как ведущая деятельность подросткового возраста реализуется в новых условиях Компьютеры и мобильные телефоны прочно вошли в повседневную жизнь.

Интенсивное ежедневное общение со сверстниками и взрослыми реализуется через использование ресурсов интернета, общение в социальных сетях, компьютерные игры, переписку в мессенджерах.

Особенности виртуального общения:

Свободное самоопределение. В виртуальной среде подросток может быть кем угодно и выглядеть как угодно, быть существом любого пола.

Анонимность общения. В сети предоставляется свобода самопрезентации — возможность создавать впечатление о себе по своему выбору.

Отсутствие границ. В интернет-пространстве можно общаться с любым человеком из любой точки мира.

У подростков появляется необходимость конструирования виртуальной личности для общения в виртуальном пространстве.

  • Личная страница в социальной сети — отражение внутреннего мира подростка, его мыслей, эмоций, сомнений, личностных смыслов.
  • Несмотря на свободную идентификацию в сети, в последнее время наблюдается переход от вымышленных имен — «ников», к идентичности в соцсетях.

Однако не стоит забывать, что слабый контроль и свободный доступ к любой информации и общению с любыми людьми несет в себе угрозу психическому и физическому здоровью.

Потенциал

    • свободная самопрезентация, возможность примерить различные роли, приобрести многогранный опыт.

Риск

    • социальная безответственность, подростки не боятся общаться «как хочется», зачастую испытывая уверенность в отсутствии последствий своих слов и действий;
    • обеднение реальных социальных связей, и как крайнее проявление — нарушение и даже разрыв отношений

с реальными людьми;

    • зависимость от онлайн-игр, общения в социальных сетях и др.;
    • доступ к запрещенным материалам, в том числе деструктивного содержания, влияющим на психологическое здоровье подростка и его безопасность;
    • риск включения в деструктивные группы: запрещенные организации, суицидальные группы, деструктивные культы, криминальные субкультуры и пр.
    • ВАЖНО!
  • ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРО ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ?*
  • Общение со сверстниками в подростковом возрасте существенно сказывается на сохранении психического здоровья.
  • Невозможность общения наносит ущерб чувственному миру подростка: вызывает тревожное беспокойство, неуверенность в себе.
  • Проблемные отношения со сверстниками в подростковом возрасте приводят к неврозам, нарушениям поведения, склонности к право- нарушениям.
  • Ориентация на общение только в семье и со взрослыми в будущем приводит к проблемам во взаимоотношениях с людьми, причем не только в личных, но и в служебных ситуациях.
  • Ложь в подростковом возрасте нередко связана с противоречивостью норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых.
18.10.2022 04:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП