СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания биологии у детей с особыми образовательными потребностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В федеральном законе №273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации" в статье 5 говорится о праве каждого человека на образование. Для этого создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. [№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года]

В соответствии с ФГОС в преподавании в современной школе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. [ФГОС ООО]

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития. У детей с ОВЗ часто снижена мотивация к обучению и познавательные способности.

Для активизации познавательной деятельности на уроке нужно создавать ситуацию успеха, которая поможет сформировать у обучающихся интерес и мотивацию к учебе, позволяющую ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, и создающую положительную атмосферу в классе. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развивает в них веру в собственные силы и возможности.

На первом этапе урока, для мотивации урока использую проблемные вопросы, загадки, ребусы, таблицу «Верные и неверные утверждения», «тонкие и толстые» вопросы.

При объяснении нового материала обязательно использую наглядные материалы: таблицы, динамические модели, живые объекты. Не даром писал К.Д. Ушинский «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Для повышения познавательного интереса привлекаю ребят к изготовлению моделей, рисунков, схем.

Самые прочные знания учащиеся приобретают при выполнении лабораторных работ. Они организуют детей, учат их работать самостоятельно, выполнять инструкцию, развивают практические навыки и умения.

Для облегчения работы обучающихся, сначала использую задания с опорой на образец, то есть задания репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей, объектов. Это значительно облегчает работу учащихся, которым трудно словесно (устно или письменно) оформить свой ответ. Затем добавляю самостоятельную деятельность с объектом изучения. Для обобщения полученных результатов использую мозговой штурм, но котором обучающиеся делятся своими достижениями, корректируют выводы.

Например, при изучении увеличительных приборов сначала рассматриваем микроскоп, затем на доске на динамической модели собираем детали микроскопа и подписываем их. Далее ребята выясняют функцию каждой детали в практической деятельности (настраивают свет с помощью зеркала, настраивают резкость с помощью регулировочных винтов, меняют увеличение объектива и наблюдают за изменениями в поле зрения микроскопа). В ходе работы заполняют таблицу «Что делали/что наблюдали», а затем формулируют выводы о функциях каждой детали микроскопа. Для закрепления результата предлагаю найти детали на разных видах увеличительных приборов (лупе, бинокуляре, цифровом микроскопе).

В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих обучающихся.

Для укрепления метапредметных умений использую прием Инсерт. При чтении определённого текста, обучающиеся оценивают его знаками:

«v» - уже знал,

«+» - новое,

«-» - думал иначе,

«?» - есть вопросы.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Вторая методика работы с текстом, ничем не уступающая первой в простоте применения, называется «Плюс, минус, интересно». В данном случае – текст размечается с помощью трех видов значков, логика расстановки которых может быть выбрана учителем или самим обучающимся. Например, анализ текста с точки зрения того или иного тезиса. Тогда значок «Плюс» сигнализирует о сильном аргументе в поддержку тезиса, «минус» о слабом аргументе или аргументе в пользу антитезиса, «интересно» — представляет собой повод для размышления. Эти же три значка может использовать читатель для оценки значимости или новизны материала для себя лично. [Муштовинская, 2017, с.52-54]

Введение на уроках активных методов обучения позволяет повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ и эффективность усвоения новых знаний.

Категория: Биология
26.09.2021 18:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП