СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности проведения уроков музыки учителями начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: тема статьи является актуальной проблемой в школьной среде. Авторы обращают внимание, что учителям начальных классов необходимо знать специфику проведения уроков музыки в начальной школе. Отмечается, что при определенном подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.

Ключевые слова: учащиеся начальной школы, уроки музыки, начальная школа, специфика преподавания.

Музыка имеет немаловажное значение в системе начального образования, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Возраст младшего школьника является самым успешным для восприятия мира искусств, потому что 7–8-летний ребенок эмоционально и чувствительно воспринимает окружающую действительность.

Специфика уроков музыки наиболее точно отвечает потребностям ребенка младшего школьного возраста. В отличие от детей других возрастных категорий для младших школьников актуальна игровая деятельность. Уроки музыки влияют на ребенка психотерапевтическим образом, служат своеобразной разрядкой и психологическим отдыхом, снимают общую скованность, вызванную другими занятиями, тем самым сохраняя ребенку здоровье.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание всесторонне-развитой личности. В этом деле нет мелочей.

Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, научить принимать самостоятельные решения в широком спектре жизненных ситуаций.

Эти обстоятельства определяют возрастающую роль художественноэстетического образования подрастающего поколения в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Цель создания художественно-ориентированной педагогики развития – преодоление взгляда на ученика только как на носителя суммы знаний и выявление мотивирующей функции искусства в становлении личности. «Урок музыки – это урок Искусства» – этот тезис музыкальной педагогики отражает и наше видение, понимание уроков музыки в современной школе.

Общее музыкальное воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека. Какую бы программу педагог не выбрал, структура урока музыки всегда стандартная. На уроке мы традиционно применяем следующие формы музыкальной деятельности:

– слушание музыки;

– исполнительская деятельность;

– пение;

– музыкально-познавательная деятельность.

Слушание музыки – это, пожалуй, самое трудное занятие для детей младшего школьного возраста. Дети в этом возрасте очень активны, и долго усидеть на месте им трудно. Главной задачей для себя мы видим приучение детей к тому, что при слушании надо сидеть тихо, ибо настоящая музыка рождается в тишине.

В наше время, когда поток музыкальной информации общедоступен, задача учителя музыки – научить детей отличать хорошую музыку от плохой, сформировать музыкальный вкус ребенка. Перед прослушиванием обязательно проводим короткую беседу о произведении, чтобы настроить ребят, вызвать настроение, родственное тому, что вскоре у них должно возникнуть благодаря звучащей музыке. Особенно нравится детям движение под музыку (притопы, движения руками, хлопки). Такой вид музыкальной деятельности позволяет отдохнуть и снять напряжение. Музыкальный репертуар подбирается, опираясь на выбранную в начале года программу.

Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей остается пение. Песенный репертуар тщательно подбирается учителем, ведь он должен давать детям ощущение радости, а общий настрой должен носить «терапевтический» характер и нести детям только положительные эмоции. Важно отметить, что пение на уроках музыки является действием коллективным.

И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесным образом связана с музыкально-познавательной деятельностью. Анализируя проблемы в системе художественно-эстетического образования в МБОУ «СОШ №2» города Строитель, мы выделяем ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке на уроках:

– противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);

– снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой – повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;

– сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий и снижающие эффективность обучения;

– падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);

– нестабильность эмоционального фона современных детей.

Таким образом, перечисленные проблемы раскрывают сложную ситуацию в подходе к обучению музыке и усиливают необходимость поиска оптимальных путей для ее решения.

Здесь большим плюсом является то, что музыку ведет учитель, классный руководитель класса, который ведет и остальные уроки у этих учащихся. Его действия направлены на расширение и углубление представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии различных видов искусств. Интегративные процессы в искусстве рассматриваются на культурологическом, искусствоведческом и психолого-педагогическом уровнях. Комплексный подход к образовательной области «Искусство» позволяет выстраивать новые образовательные модели урока музыки, основным принципом которых является возможность соединить музыку с технологией, изобразительным искусством, литературным чтением, участием в культпоходах и конкурсах.

В своей педагогической деятельности мы пытаемся реализовать цели и задачи музыкального образования, опираясь на особенности возраста, культурные потребности учащихся, психологический микроклимат в классе.

Такой ориентир на деятельностное освоение содержания образования соответствует принципам личностно-деятельностного обучения, направленного на развитие диалоговых форм художественно-педагогического общения.

В чем заключается принципиально новый подход к обучению музыке в данной технологии? В педагогической концепции Д.Б. Кабалевского целью обучения является формирование понятийного мышления учащихся, применяются традиционные методы обучения, что ведет к чрезмерной активизации работы левого полушария и к снижению функции правого полушария. Возникающий дефицит эмоциональной экспрессии учеников приводит к вышеперечисленным проблемам в обучении. Эта новая технология предусматривает гармоничное распределение работы частей головного мозга, снижающей психоэмоциональную перегрузку учащихся за счет включения их в продуктивнотворческую деятельность.

Новая технология предусматривает появление нового учебного компонента «продуктивно-творческое действие», и тогда алгоритм построения урока выстраивается по следующей цепочке: Чувства – Мысли – Действия.

При таком подходе к конструированию педагогического процесса формируются конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за счет реального проживания учащимися себя в искусстве.

Список литературы

1. Бажукова Е.Н. Современные информационные технологии / Е.Н. Бажукова // Музыка в школе. – 2014.

2. Замятина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие / Т.А. Замятина. – М.: Глобус.

3. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке: программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–8 классы / под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2007.

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа: пособие для учителя / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. EDN SNDFMX

5. Плеханова М. В. Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки / М.В. Плеханова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://karkusha.su/sovremennyie-metodikizapuska-rechi-u-negovoryashhih-detey/ (дата обращения: 14.08.2023).

Источник

Категория: Музыка
02.11.2024 10:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП