СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Нарушение функций опорно-двигательного аппарата - это собирательное понятие, которое включает в себя разнообразные двигательные расстройства, имеющие периферическое и/или органическое центральное происхождение (выражается внешне (нарушается двигательная сфера) и/или в нарушении центральной нервной системы, что выражается в нарушении развития психической сферы)
У детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения функций опорно-двигательного аппарата, довольно часто отмечаются вторичные нарушения, связанные с задержкой психического развития. Данные нарушения вызваны дефектами в двигательной и речевой сферах, а также условиями окружения и воспитания дошкольника.
Процесс развития детей, имеющих разнообразные двигательные нарушения, во многом зависит от уровня развития у них речи, а точнее от уровня и степени нарушения ее развития.
Нарушения развития речи, оказывающие наибольшее влияние на процесс обучения детей дошкольного возраста:
1. Нарушения в звукопризносительной стороне речи – это нарушения, которые характеризуется тем, что звуки произносятся с искажением, либо заменяются на другие схожие, либо вовсе не произносятся. Тяжесть нарушений в данном случае зависит от уровня дыхательных расстройств. Так, если у ребенка отмечается укорочение речевого выдоха, то в процессе разговора его речь теряет плавность, становится отрывистой («лающей»).
2. Голосовые нарушения – характеризуются гнусавостью, монотонностью или немодулированностью речи.
3. Насильственные (неконтролируемые) движение – в процессе разговора у ребенка отмечаются непроизвольные движения. Например, неестественная улыбка, гримасы, открывание рта, высовывание языка. Особенно ярко данные нарушения проявляются в процессе разговора или устного ответа ребенка. Зачастую эти нарушения сопровождаются непонятной мимикой, неадекватной речью, слюнотечением или смехом.
Все это затрудняет процесс общения ребенка со сверстниками и негативно сказывается на его развитии. На обучении данное нарушение также сказывается, в связи с тем, что перед ответом, ребенку необходимо не просто «собраться с мыслями», сформулировать ответ, но преодолеть насильственные движения.
4. Сложности в определении звука на слух. Данное нарушение довольно часто связано с нарушением звукопроизношения. Дети не только в речи смешивают звуки, но не способны на слух отличить близкие по звучанию. Все это негативно сказывается на овладении письменной речью.
5. Нарушение лексико-грамматической стороны речи – это нарушение отрицательно сказывается на пополнении и расширении разговорного словаря ребенка, в связи с тем, что он попросту не способен воспринимать и понимать значение многих слов. Особенно многозначные слова вызывают затруднения, ребенок не может понять их значение в зависимости от контекста.
Таким образом, особенности речевого развития у детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата связаны с физическими нарушениями в строении артикуляционного аппарата, а также с задержкой психического развития, являющейся вторичным нарушением. Помимо нарушений в устной речи, необходимо отметить нарушения в письменной речи, у детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата.
Необходимо отметить, что не все дети, которые имеют нарушения в устной речи, сталкиваются с проблемами в письме. Основным фактором, оказывающим влияние на появление нарушений в письменной речи, являются разнообразные звукопроизносительные нарушения. Это связано с тем, что дети на слух неверно воспринимают звуки, соответственно неверно воспроизводят их в устной речи и эти же ошибки переносят в письмо.
Еще одной проблемой в письменной речи, является ее бедность и шаблонность, связанная со скудным словарным запасом детей. Эти сложности встречаются у детей с непроизвольными движениями в процессе разговора.
Необходимо отметить, что все проблемы речевого развития, негативно сказываются на процессе социализации ребенка, его взаимодействии с окружающими людьми. Все это приводит к тому, что у детей развиваются нервозность, неуверенность в себе, низкая самооценка и неадекватная самооценка.
Советы логопеда для родителей с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими тяжелыми нарушениями развития:
1. Поощряйте своего ребенка за познавательную, речевую активность, включайтесь в эту деятельность.
2. Поддерживайте адекватно высокую самооценку ваших детей (хвалите за успехи, не сильно ругайте за неудачи)
3. Создайте вокруг ребенка «здоровую» речевую среду – ограничьте фоновые шумы (телевизор, видео из телефона, музыка), больше говорите со своим ребенком, следите за чистотой своей речи (избегайте тех выражений, которые не хотите услышать от своего ребенка)
4. Играя с ребенком, проводя время вместе, оречевляйте (проговаривайте) все, что видите, что происходит, что меняется (как можно более развернуто, эмоционально). Стимулируйте речевые высказывания от вашего ребенка
5. Развивайте мелкую моторику (игры с мелкими предметами, пазлы, завязывание шнурков, застегивание молнии, …), выполняйте задания от логопеда, в том числе, регулярно делайте артикуляционную гимнастику, специально подобранную для вашего ребенка.
Успехов и здоровья Вам и Вашим детям!
© 2022, Берендеева Олеся Жоржевна 920