СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности Я-концепции подростков с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности Я-концепции подростков с ограниченными возможностями здоровья

Подростковый возраст знаменуется появлением новых феноменальных проявлений самосознания: появлением сознательного «Я», возникновением рефлексии, сознанием своих мотивов, моральных конфликтов и нравственной самооценки. Развитие подростка с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом особенностей: с одной стороны, у него происходит наложение проблем, связанных с инвалидностью на возрастные проблемы, с другой ‒ этот период можно выделить как сензитивный для формирования рефлексии и самостоятельности, как механизмов саморазвития личности. Ограниченные возможности здоровья создают иную ситуацию развития подростка: изменяется уровень его психических возможностей, ограничиваются контакты с людьми, т.е. меняется место, занимаемое подростком в жизни, изменяется внутренняя позиция отношения к себе.

Любая патология изменяет жизнь подростка, создает особую как внутреннюю, так и внешнюю среду развития. Ситуация болезни как врожденной, так и приобретенной ставит человека в определенные рамки, чем искажает психическое и социальное развитие.

Я-концепция подростков с ограниченными возможностями здоровья, имеющих физический дефект, отмечается нарушениями когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов, что выражается в негативном самоотношении, обеднении круга общения, бездеятельности. Психическое развитие подростка при неблагоприятных условиях нарушается: меняется соотношение темпов и сроков развития как отдельных сфер психики, так и различных ее функций.

Способность к самооценке формируется у человека в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.

Как правило, подростки с ограниченными возможностями здоровья обладают заниженной самооценкой, что связано пониманием ими своего дефекта. Обычно, такие подростки считают себя «ненужными» для общества.

Следует отметить, что зачастую в семьях, где есть подросток с ограниченными возможностями здоровья, преобладает гиперопека, то есть воспитание, при котором подростку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Родители не позволяют ему самостоятельно выполнять какую-либо работу, все делают за него. Как следствие, этот ребенок становится зависимым от родителей, у него может сформироваться эгоцентризм, а также заниженная самооценка. Гипоопека приводит к невозможности реализовать свои способности, к чувству своей неполноценности, к дезадаптации в обществе. Также причиной заниженной самооценки подростков с ограниченными возможностями здоровья, может быть ограниченность его социальных контактов.

К трудностям, вызывающим дискомфорт, подростков с ограниченными возможностями здоровья относят, кроме проблем общения, проблемы, связанные с ограничениями, вызванными инвалидностью: сложности с передвижением, речевые проблемы, сложности поиска путей самосовершенствования.

Подросток с ограниченными возможностями здоровья в большей степени, чем здоровый ребенок, подвергнут влиянию ближайшего окружения. Отношения социума либо усложняет влияние дефекта на личность подростка, либо влияние компенсирует дефект, общение для него бывает затруднено.

24.10.2017 07:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП