СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический
стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям.
У большинства людей — тех, кого принято называть правшами, — большим по объему и весу является левое полушарие. При этом левое полушарие «отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и, наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещиваясь, от противоположных полушарий.
Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей» половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое («стараюсь», «хочу»), а правое — как рефлекторное («могу»).
Между двумя полушариями существует анатомическая связь — большая спайка головного мозга, по-другому называемая «мозолистое тело». Однако для слаженной, совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, требуется их функциональная связь.
Эта связь у большинства людей формируется в период младенчества, пока функции полушарий еще не оформились окончательно. Важнейшим для ее формирования является период ползания. Если в младенчестве ребенок ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног (правая рука - левая нога, левая рука — правая нога) складывается и координация деятельности полушарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. Происходит это на бессознательном уровне. В дальнейшем такие люди при движении демонстрируют преобладание правого «рефлекторного» полушария. А их левое полушарие высвобождено для анализа получаемой постоянно информации.
Если же период ползанья у ребенка оказывается сокращен, двигательная активность в это время снижена или этот период вообще «выпадает», то в дальнейшем проявляется излишний сознательный контроль человека над своим телом. В наиболее тяжелых случаях такой человек напоминает ту самую сороконожку, которая задумалась, с какой ноги ей пойти. Человек
демонстрирует преобладание левого полушария во время телодвижений, он «не доверяет» своему правому полушарию. Как следствие левое полушарие теряет энергию, необходимую ему для познания.
Так еще в младенчестве и в раннем детстве формируется один из двух способов взаимодействия полушарий мозга в процессе деятельности тела. В первом случае, какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Во втором случае, активность одного из полушарий «выключает», блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует.
Каждый из способов взаимодействия полушарий мозга, возникнув в младенчестве, позднее закрепляется и сказывается на всей деятельности человека — как физической, так и интеллектуальной. В первом варианте это взаимодействие становится основой дальнейшего развития и обучения. Во втором — препятствием. Случается, что второй способ взаимодействия может возникнуть в результате физической травмы, стресса. Оказавшись удобным в такой ситуации, он закрепляется в качестве основного.
Людей, которым присуща кооперация деятельности полушарий головного мозга, можно назвать двусторонними. При проверке тестом «вытянутые руки» они демонстрируют сильную мускульную реакцию, подтверждающую «включенность» правого полушария, взаимодействие обеих частей головного мозга.
Люди, у которых в каждый данный момент работает только одно полушарие, могут быть названы односторонними. Взаимодействие между полушариями у них почти или совершенно отсутствует. При переходе от одного вида активности к другому им требуется «переключить» полушария. Уменьшается энергия, идущая на выполнение основной работы. При проверке такие люди демонстрируют слабую мускульную реакцию на тест «вытянутые руки». «Односторонние» люди испытывают серьезные трудности как при выполнении сложных, требующих хорошей координации движений, гак и при познавательной деятельности, Последняя не в меньшей степени, чем первые, нуждается во взаимодействии полушарий.
Каждое из двух полушарий постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации. Так. с его помощью мы узнаем знакомое лицо в толпе, мелодию по первым нотам, литературный отрывок по двум-трем фразам. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи.
Даже работая в одиночку, полушария являются чем-то большим, чем просто рефлекторным и аналитическим. Правое полушарие получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Но само по себе не имеет возможности творчески преобразовывать полученные данные и не может выразить себя вовне. Только союз с левым полушарием дает возможность появиться тому, что мы называем интуитивным знанием, ассоциативным мышлением, долгосрочной памятью.
Левое полушарие также имеет множество дополнительных функций, помимо анализа информации. Оно отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Однако левое полушарие не обладает способностью запоминать и без участия правого полушария, без использования его способности к целостному восприятию, вынужденно вновь и вновь проделывать одну и ту же работу или операцию. Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученных
опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Важно, что именно способность выразить нечто вовне дает нам сигнал, что мы поняли это «нечто» и готовы к дальнейшему шагу в познании.
Ясно, что человеческое общение, познание окружающего мира без видимых усилий, обременительных повторений требуют слаженной работы обоих полушарий головного мозга.
Отсутствие этой слаженности — основная причина трудностей в учебе, в том числе и порожденных дисграфией и дислексией.
Интегрировать два полушария в единое целое, соединять их усилия вот путь устранения этих трудностей, решения проблем и в учебе, и во многих других видах человеческой деятельности.
Для этого нужно своего рода перепрограммирование одностороннего взаимодействия.
Условно этот барьер может быть назван средней линией.
Другой причиной, порождающей учебные проблемы, является сама организация образовательного процесса, выработанная человечеством на протяжении многих сотен лет и все еще далекая от совершенства. Характерными чертами этого процесса являются искусственность, скачкообразность, внешняя заданностъ, слабость или отсутствие у учащихся внутренних стимулов.
Достижение каждого, пусть самого маленького результата удовлетворяет насущную потребность понять, знать и тем самым служит подкреплением полученному результату. Знание, добытое «само собой», невзначай, навык, сложившийся непроизвольно, дают ощущение успеха, радости. Эти чувства становятся внутренним стимулом дальнейшего познания.
Однако с началом целенаправленного обучения чтению, письму, счету картина резко меняется. Ребенка побуждают учиться внешние причины воля родителей и существующий в обществе взрослых порядок. Цели учебы вообще и обучения конкретным предметам ребенку далеко не всегда понятны. Само обучение происходит часто скачкообразно, в темпе, не отвечающем внутреннему развитию конкретного ученика, и, наконец, от ребенка требуют сидеть неподвижно в течение многих мучительно долгих для него минут и даже часов. Познание и движение оказываются разорванными. В результате ученик не испытывает удовлетворения, он не радуется успеху познания, радость ему доставляет лишь хорошая оценка. Исчезает внутренний стимул к учебе, формируется негативное отношение к процессу получения знаний.
В процессе оценки межполушарных взаимодействий мозга, многие дети не могут выполнить кинестетические тесты: «локоть-колено» (подтянуть левый локоть к правому колену и наоборот); «ухо-нос» (дотянуться правой рукой до носа, левой рукой до правого уха и наоборот); «перекрестное ползание».
Кроме того, у многих детей обнаруживается различная дисгармония стереотипов круговых движений руками, ногами, телом.
Развитие перекрестных движений (ползание, скрестная ходьба, пальчиковая гимнастика), навыка грациозных круговых движений (правой рукой и правой ногой по часовой стрелке, левой рукой и левой ногой против часовой стрелки, телом по часовой стрелки) позволяет эффективно развивать межполушарные взаимодействия мозга, снимать учебные перегрузки, предупреждать и коррегироватъ гиперактивность, гипервозбудимостъ.
.
Способы оценки левоправополушарных взаимодействий мозга
1. Определение ведущей руки: правая левая
2. Определение ведущей ноги:
3. Определение ведущего глаза:
• Проба Розенталя
Станьте посредине комнаты, повернитесь так чтобы смотреть в угол помещения. Вытяните перед собой руку, большой палец держите вверх. Рас-
положите руку так, чтобы большой палец был направлен строго в угол. Затем по очереди закрывайте глаза.
Интерпретация. Установите, при каком закрытом глазе большой палец продолжает указывать у угол. Если большой палец продолжает указывать в угол при открытом правом глазе — доминирует левое полушарие головного мозга, если при открытом левом глазе — доминирует правое полушарие.
• Рассматривания двумя глазами переносицы исследователя через отверстие в листе бумаги.
Интерпретация. Если исследователь через отверстие видит правый глаз, то ведущий глаз правый и наоборот.
4. Определение ведущего уха: правое левое
трубку во время разговора? левому
Заключение: ведущее ухо — левое.
5. Определение стереотипов движение руками, ногами, телом:
Эталоном стереотипов движений правшей является: правая рука и нога должна совершать движения по часовой стрелке, левая рука и нога — против часовой стрелки, тело — по часовой стрелке.
Эталон стереотипов движений левшей руками и ногами аналогичен правшам. Тело истинных левшей совершает движение против часовой стрелки.
Возможны разные варианты отклонений от эталона:
Психомоторное тестирование
1. Положение в пространстве — изменение положений головы и туловища, стоя в вертикальном положении с закрытыми глазами. Оценка в баллах: 0 баллов — стоит прямо, 1 — слегка изменяет позу, 2 — выраженный поворот головы и туловища.
2. Положение в пространстве — смещение места прикосновения пальца-ми рук пола при наклоне вниз. Оценки: 0 — середина, 1 — слегка в сторону (почти у своей ноги), 2 — резко в сторону, отступая от ноги.
Список литературы:
1. Лисица М.П. Особенности обучения правополушарных и левополушарных детей.
2. Ременцова Н.Г. Опыт разработки анкеты на определение левополушарного и правополушарного типа мышления учащихся .
3. Сиротюк А.Л. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Москва; Сфера
© 2015, Смирнова Елена Викторовна 2186