СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации обучения детей с учетом доминирующего полушария.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психи­ческих функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический

стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с осо­бенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную дея­тельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям.

У большинства людей — тех, кого принято называть правшами, — боль­шим по объему и весу является левое полушарие. При этом левое полуша­рие «отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и, наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещи­ваясь, от противоположных полушарий.

Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей» половиной тела, но и выполняют разные функ­ции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое («ста­раюсь», «хочу»), а правое — как рефлекторное («могу»).

Между двумя полушариями существует анатомическая связь — большая спайка головного мозга, по-другому называемая «мозолистое тело». Однако для слаженной, совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, тре­буется их функциональная связь.

Эта связь у большинства людей формируется в период младенчества, пока функции полушарий еще не оформились окончательно. Важнейшим для ее формирования является период ползания. Если в младенчестве ребе­нок ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря по­стоянным скрестным движениям рук и ног (правая рука - левая нога, ле­вая рука — правая нога) складывается и координация деятельности полу­шарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. Происхо­дит это на бессознательном уровне. В дальнейшем такие люди при движе­нии демонстрируют преобладание правого «рефлекторного» полушария. А их левое полушарие высвобождено для анализа получаемой постоянно ин­формации.

Если же период ползанья у ребенка оказывается сокращен, двигательная активность в это время снижена или этот период вообще «выпадает», то в дальнейшем проявляется излишний сознательный контроль человека над своим телом. В наиболее тяжелых случаях такой человек напоминает ту са­мую сороконожку, которая задумалась, с какой ноги ей пойти. Человек

 

демонстрирует преобладание левого полушария во время телодвижений, он «не доверяет» своему правому полушарию. Как следствие левое полушарие теряет энергию, необходимую ему для познания.

Так еще в младенчестве и в раннем детстве формируется один из двух способов взаимодействия полушарий мозга в процессе деятельности тела. В первом случае, какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Во втором случае, активность одного из полушарий «выключает», бло­кирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует.

Каждый из способов взаимодействия полушарий мозга, возникнув в мла­денчестве, позднее закрепляется и сказывается на всей деятельности чело­века — как физической, так и интеллектуальной. В первом варианте это взаимодействие становится основой дальнейшего развития и обучения. Во втором — препятствием. Случается, что второй способ взаимодействия мо­жет возникнуть в результате физической травмы, стресса. Оказавшись удобным в такой ситуации, он закрепляется в качестве основного.

Людей, которым присуща кооперация деятельности полушарий головно­го мозга, можно назвать двусторонними. При проверке тестом «вытянутые руки» они демонстрируют сильную мускульную реакцию, подтверждаю­щую «включенность» правого полушария, взаимодействие обеих частей го­ловного мозга.

Люди, у которых в каждый данный момент работает только одно полу­шарие, могут быть названы односторонними. Взаимодействие между полу­шариями у них почти или совершенно отсутствует. При переходе от одного вида активности к другому им требуется «переключить» полушария. Уменьшается энергия, идущая на выполнение основной работы. При про­верке такие люди демонстрируют слабую мускульную реакцию на тест «вы­тянутые руки». «Односторонние» люди испытывают серьезные трудности как при выполнении сложных, требующих хорошей координации движе­ний, гак и при познавательной деятельности, Последняя не в меньшей сте­пени, чем первые, нуждается во взаимодействии полушарий.

Каждое из двух полушарий постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации. Так. с его помощью мы узнаем знакомое лицо в толпе, мелодию по первым нотам, литературный отрывок по двум-трем фразам. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи.

Даже работая в одиночку, полушария являются чем-то большим, чем просто рефлекторным и аналитическим. Правое полушарие получает ин­формацию от органов чувств, запоминает ее. Но само по себе не имеет возможности творчески преобразовывать полученные данные и не может выразить себя вовне. Только союз с левым полушарием дает возможность появиться тому, что мы называем интуитивным знанием, ассоциативным мышлением, долгосрочной памятью.

Левое полушарие также имеет множество дополнительных функций, по­мимо анализа информации. Оно отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутрен­ним «сторожем». Однако левое полушарие не обладает способностью запо­минать и без участия правого полушария, без использования его способно­сти к целостному восприятию, вынужденно вновь и вновь проделывать одну и ту же работу или операцию. Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию по­лученных

 

опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Важно, что именно способность выразить нечто вовне дает нам сигнал, что мы поняли это «нечто» и готовы к дальнейшему шагу в познании.

Ясно, что человеческое общение, познание окружающего мира без види­мых усилий, обременительных повторений требуют слаженной работы обо­их полушарий головного мозга.

Отсутствие этой слаженности — основная причина трудностей в учебе, в том числе и порожденных дисграфией и дислексией.

Интегрировать два полушария в единое целое, соединять их усилия вот путь устранения этих трудностей, решения проблем и в учебе, и во многих других видах человеческой деятельности.

Для этого нужно своего рода перепрограммирование одностороннего взаимодействия.

Условно этот барьер может быть назван средней линией.

Другой причиной, порождающей учебные проблемы, является сама орга­низация образовательного процесса, выработанная человечеством на протя­жении многих сотен лет и все еще далекая от совершенства. Характерными чертами этого процесса являются искусственность, скачкообразность, внеш­няя заданностъ, слабость или отсутствие у учащихся внутренних стимулов.

Достижение каждого, пусть самого маленького результата удовлетворяет насущную потребность понять, знать и тем самым служит подкреплением полученному результату. Знание, добытое «само собой», невзначай, навык, сложившийся непроизвольно, дают ощущение успеха, радости. Эти чувства становятся внутренним стимулом дальнейшего познания.

Однако с началом целенаправленного обучения чтению, письму, счету картина резко меняется. Ребенка побуждают учиться внешние причины во­ля родителей и существующий в обществе взрослых порядок. Цели учебы вообще и обучения конкретным предметам ребенку далеко не всегда понят­ны. Само обучение происходит часто скачкообразно, в темпе, не отвечающем внутреннему развитию конкретного ученика, и, наконец, от ребенка требуют сидеть неподвижно в течение многих мучительно долгих для него минут и даже часов. Познание и движение оказываются разорванными. В результате ученик не испытывает удовлетворения, он не радуется успеху познания, ра­дость ему доставляет лишь хорошая оценка. Исчезает внутренний стимул к учебе, формируется негативное отношение к процессу получения знаний.

В процессе оценки межполушарных взаимодействий мозга, многие дети не могут выполнить кинестетические тесты: «локоть-колено» (подтянуть левый локоть к правому колену и наоборот); «ухо-нос» (дотянуться правой рукой до носа, левой рукой до правого уха и наоборот); «перекрестное ползание».

Кроме того, у многих детей обнаруживается различная дисгармония сте­реотипов круговых движений руками, ногами, телом.

Развитие перекрестных движений (ползание, скрестная ходьба, пальчи­ковая гимнастика), навыка грациозных круговых движений (правой рукой и правой ногой по часовой стрелке, левой рукой и левой ногой против часо­вой стрелки, телом по часовой стрелки) позволяет эффективно развивать межполушарные взаимодействия мозга, снимать учебные перегрузки, пре­дупреждать и коррегироватъ гиперактивность, гипервозбудимостъ.

 

.

Способы оценки левоправополушарных взаимодействий мозга

1.   Определение ведущей руки:                           правая                     левая

  • динамометрия                                                    правая
  • скрещивание рук (какая сверху)                     правая
  • переплетение пальцев (какой сверху)            правый
  • кушаете                                                              правой                            Заключение: ведущая рука — правая.

2.  Определение ведущей ноги:

  • положить ногу на ногу (какая сверху)                     правая
  • скрещивание ног (какая сверху)                               правая
  • с какой ноги начинает ходьбу                                   правой                 Заключение: ведущая нога — правая

3.  Определение ведущего глаза:

•  Проба Розенталя

Станьте посредине комнаты, повернитесь так чтобы смотреть в угол по­мещения. Вытяните перед собой руку, большой палец держите вверх. Рас-

 

положите руку так, чтобы большой палец был направлен строго в угол. За­тем по очереди закрывайте глаза.

Интерпретация. Установите, при каком закрытом глазе большой палец продолжает указывать у угол. Если большой палец продолжает указывать в угол при открытом правом глазе — доминирует левое полушарие головного мозга, если при открытом левом глазе — доминирует правое полушарие.

•  Рассматривания двумя глазами переносицы исследователя через отвер­стие в листе бумаги.

Интерпретация. Если исследователь через отверстие видит правый глаз, то ведущий глаз правый и наоборот.

4.  Определение ведущего уха:                                     правое                        левое

  • каким ухом слушаете тиканье часов?                                                           левым
  • к какому уху прикладываете телефонную

трубку во время разговора?                                                                           левому

                                                                                                                      Заключение: ведущее ухо — левое.

5.   Определение стереотипов движение руками, ногами, телом:

  • ребенку предлагают взять в руки карандаш и нарисовать круг правой и левой рукой. Отметить направление движения карандашом (по часо­вой стрелке, против часовой стрелки);
  • ребенку предлагают на полу правым и левым носком нарисовать круги;
  • ребенку предлагают покружиться вокруг собственной оси, отмечают направление движения телом (по часовой стрелке или против).

Эталоном стереотипов движений правшей является: правая рука и нога должна совершать движения по часовой стрелке, левая рука и нога — про­тив часовой стрелки, тело — по часовой стрелке.

Эталон стереотипов движений левшей руками и ногами аналогичен прав­шам. Тело истинных левшей совершает движение против часовой стрелки.

Возможны разные варианты отклонений от эталона:

  • левосторонние асимметрии рук;
  • правосторонние асимметрии рук парадоксальный стереотип руками;
  • левосторонняя асимметрия ног;
  • правосторонняя асимметрия ног;
  • парадоксальный стереотип ногами;
  • парадоксальный стереотип телом для правшей                            левшей.

Психомоторное тестирование

1.   Положение в пространстве — изменение положений головы и тулови­ща, стоя в вертикальном положении с закрытыми глазами. Оценка в бал­лах: 0 баллов — стоит прямо, 1 — слегка изменяет позу, 2 — выраженный поворот головы и туловища.

2.  Положение в пространстве — смещение места прикосновения пальца-ми рук пола при наклоне вниз. Оценки: 0 — середина, 1 — слегка в сторону (почти у своей ноги), 2 — резко в сторону, отступая от ноги.

  1. Ползание по-пластунски. Оценки: 0 — ползает хорошо (синхронно-перекрестно: одновременно вперед выдвигается левая рука, сгибается в ко­лене правая нога), 0,5 одностороннее синхронное ползание (левая рука, ле­вая нога), 1 — хаотичное, 2 — «тащит» неподвижные ноги, одну или две.
  2. Ползание на четвереньках. Оценка: 0 — ползает хорошо (синхронно-перекрестно: вперед одновременно шагают и одновременно опускаются на пол кисть левой руки и колено правой ноги и наоборот), — одностороннее синхронное ползание (левая рука, левая нога), 2 — хаотическое (но обычное по форме), 2,5 — не ползает (пятится назад боком и т. п.).

 

 

 

Список литературы:

1. Лисица М.П. Особенности обучения правополушарных и левополушарных детей. http://www.proshkolu.ru/

2. Ременцова Н.Г. Опыт разработки анкеты на определение левополушарного и правополушарного типа мышления учащихся . http://festival.1september.ru/

3. Сиротюк А.Л. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга. Москва;  Сфера

 

 

 

 

 

 

 

19.01.2015 07:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП