СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Группа единомышленников под псевдонимом К. Прутков размышляли: «Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною еще большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы еще меньшая». Вот точно так же и личность школьника – яркая и не очень, любознательная и не интересующаяся ничем, да мало ли какая. Перед учителем физики стоит важнейшая задача: не только сообщить обучающимся основы фундаментальных физических теорий, ознакомить с методами научного познания, формировать физическую картину мира, но главное – научить ребят жить в этом сегодняшнем мире.
Духовное богатство развитой личности определяется богатством его духовных связей с миром, человечеством и обществом, а творческая деятельность является способом его саморазвития и самовыражения. Задача учителя – предоставить ребенку возможность попробовать свои силы в различных областях творческой деятельности.
Одной из эффективных форм педагогики сотрудничества, позволяющей реализовать творческий потенциал школьников, является дидактический театр. Назначение дидактического театра – развитие познавательных процессов и раскрытие творческого потенциала у школьников, закрепление и расширение знаний, приобретаемых на уроках. Он повышает интерес к предмету, раскрывает роль физики в достижениях современной цивилизации, развивает у школьников такие личностные качества, как наблюдательность, любознательность, мышление, творческие способности.
Это особая форма сценического действия на стыке учебного и воспитательного процессов, соединяющая знания и творческие возможности школьника. В зависимости от предлагаемых условий, возможностей и целесообразности это может быть элементом урока или оформленным театрализованным представлением.
Для построения представления необходим сюжет. В его основу могут быль положены: история открытия, хроника жизненного пути исторической личности (ученого, конструктора, естествоиспытателя), научное исследование исторического события, дискуссия о природных явления через личности ученых, «путешествие в микромир», сборник научных фактов. На основе взятого сюжета составляется сценарий ролевой игры. Содержание сценария должно быть доступно по восприятию, эмоционально и достаточно информативно.
Сценарий, как правило, пишет учитель, но «пускают в жизнь» его уже дети. В зависимости от того, насколько артистичен ребенок, как учитель смог преподнести содержание и с какими эмоциями этот ребенок передает это зрителям, своим ровесникам, зависит успех неявного обучения предмету. Такого вида деятельность позволяет учесть вокальные и хореографические способности детей, использовать возможности школьников, занимающихся боевыми искусствами.
Использование дидактического театра как одного из этапов урока наиболее эффективно в 7-9 классах. Готовые сценарии фрагментов можно выбирать из книг М.И. Блудова «Беседы по физике» и Е. Ефимовского «След колесницы». Для составления собственных сценариев можно использовать различную литературу, например, такую, как книги «Физика в природе» Л.В. Тарасова, «Неслучайные случайности» В. Азерникова, «Приключения великих уравнений» В. Карцева. Как правило, этот этап раскрывает историю открытия явления, решение экспериментальной задачи или в форме спора ученых мужей задает проблему урока.
Это целостное представление, которое основано на одном или нескольких сюжетах, но связанных одной идеей. Для лучшего восприятия постановки необходимо музыкальное сопровождение. Переход от одного сюжета к другому может быть в виде исполнения песни или танца, чтения стихотворения, которое является эпиграфом к следующему сюжету.
Например, спектакль «Несколько открытий, которые изменили мир». Это театрализованное представление о некоторых фактах из жизни ученых и некоторых научных открытиях. На примере их жизнедеятельности показано развитие научного познания, физического восприятия мира, ценности каждой человеческой личности. Главная идея представления показать, что в любое время есть возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, а физика в целом – элемент общечеловеческой культуры.
Его краткое содержание:
- Истории из жизни открытий великого ученого древности Архимеда. О том, как царь Гиерон задал Архимеду задачу о «чистоте золота» и как тот ее решил.
- Представление Леонардо да Винчи как многосторонней личности, хроника открытий им физических законов и закономерностей, но не вошедших в историю физики в свое время.
- Из истории изобретения механических часов (Пацификус из Вероны (начало 4 века) или Сильвестр ΙΙ, Г. Галилей, Х. Гюйгенс).
- Из истории российского флота начала XX века. Выдающийся ученый и флотоводец С.О. Макаров, основоположник учения о непотопляемости судов. И.Г. Бубнов – русский корабельный инженер, первый конструктор подводной лодки с дизельным двигателем «Минога». Однако русский флот так и не получил ни крейсеров, ни подлодок.
- Из хроники научной жизни XX века: ученые и направления их деятельности (А.Ф. Иоффе, С.И. Вавилов, И.В. Курчатов, П.Л. Капица), важнейшие направления работы физиков сегодня.
Особенности подготовки дидактического театра:
? к подготовке и проведению мероприятия привлекать различные по своим возможностям и способностям категории обучающихся;
? находить и выявлять одаренных детей со скрытыми способностями с целью их дальнейшего развития;
? при подготовке сценария привлекать школьников к исследовательской деятельности;
? необходима ясная и прозрачная оценка работы каждого участника;
? объемные спектакли проводить нечасто, но желательно приурочить к какому-либо другому школьному мероприятию (предметной неделе, родительскому собранию,…) для публичной отметки успехов детей.
Возможности в творческой деятельности учителя и детей определяются через активность в коллективной деятельности, через творчество как стремление к интересной жизни, через доброжелательность, взаимоуважение в отношении друг к другу. Эмоциональный настрой человека влияет на его мышление, на качество восприятия, память. Поэтому применение нестандартных форм проведения уроков или внеурочных мероприятий, широкое использование межпредметных связей, насыщенность наглядными примерами и демонстрациями, историческими справками, позволяют активизировать ребят, побуждают их к самообразованию и самоконтролю.
Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. И мы, учителя, должны создать условия для реализации творческого потенциала, интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии через свой предмет.
© 2016, Мальцева Елена Геннадьевна 820