СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенный ребенок в школе До тех пор пока человек чувствует, что стоит выше или ниже других, никогда не будет настоящего равенства. Ганди Мохандас Карамчанд Число детей-инвалидов год от года только увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов) Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватный возраст воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» Признавая особенные нужды ребенка-инвалида, государства-участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляет собой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная - отношение окружающих. Вторая - получение доступного образования. У человека, который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениями развития, могло сложиться мнение, что наша система специальных школ охватывает всех детей с ограниченными возможностями. Но реально ситуация такова, что получить образование могут только дети с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной сферы и нетяжелых интеллектуальных нарушений. Самое главное, когда в общеобразовательную школу приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой — и одноклассников, и учителей, и администрации школы. К ребенку с инвалидностью мы относимся как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), такое отношение передается и одноклассникам ребенка. Дети оказывают посильную помощь, и ребенок ощущает себя более свободно, да и отношение одноклассников к специальным архитектурным устройствам более уважительное, и эти приспособления дольше будут оставаться в порядке. По мнению педагогов школы, это главное условие комфортного обучения в общеобразовательной школе детей-инвалидов. Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями или просто ходит медленно. Как можно приспособить здание школы, чтобы ребенок в школе себя чувствовал наиболее комфортно. Администрацией школы в первую очередь в кабинет были закуплены парты с регулируемым уровнем наклона столешницы. Стены коридора на первом этаже, где занимаются дети с ДЦП, оснащены держателями. Есть приспособления и в туалетах. Вход в школу оснащён пандусом, по которому дети заходят и выходят из школы. По школе дети передвигаются с помощью специальных ходунков. Пользуются ими на переменах и когда ходят со своим классом в столовую. Необходимо вовлекать ребенка-инвалида во все виды деятельности — и образовательную и во внеклассную. При этом мы формируем у одноклассников отношение к нему, как к равному, и в тоже время как к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка. Это настроение в классе зависит от учителей и администрации школы. Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга. При организации воспитательной работы мы не разделяем детей. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны. Таким образом, мы делаем всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие. Большое внимание уделяется родителям детей, ведь многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов. Мы считаем, что все образовательные учреждения должны предоставлять учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Мы свой путь выбрали и предлагаем его другим. Мы понимаем, что не все относятся положительно к тому, что рядом с ними находится ребёнок – инвалид. Отношение здоровых людей к инвалидам – важнейший социально – психологический факт интеграции. С 01.01.2016 г. вступили в силу основные положения закона 419 ФЗ (от 01.12.2014 г.) о соцзащите таких слоев населения, как инвалиды, то есть имеющих определенные ограничения (физические или умственные, перенесенные в результате болезни, травмы, врожденные). Это позволило создать необходимую правовую базу для создания комфортной, доступной среды людям с ограниченными физическими возможностями. Ключевые моменты ФЗ 419: 4 главных шага в 2016 г. Новый закон об инвалидах 2016 года стал более совершенным продолжением ФЗ 181, который до этого года действовал около 15 лет (он был принят 24.11.95 г.) и полностью уже не отвечал реальным условиям и потребностям граждан с функциональными нарушениями, ограничением возможностей. Новый закон предлагает дополнительные гарантии и больше возможностей, вводит новые понятия (например, абилитация), определяет условия получения инвалидности. Изменения в порядке для установления инвалидности Новый Закон об инвалидах устанавливает новый подход в определении инвалидности. Согласно статистическим данным, на начало 2015 г. в России насчитывалось примерно 13 млн инвалидов, среди которых 605 тыс. – это дети. Ранее для установления категории и группы для детей использовались два таких понятия: ограничение жизнедеятельности, степень функциональных расстройств. Но с этого года ребенок просто признается инвалидом, далее назначается индивидуальная восстановительная программа реабилитации или абилитации. Группа присваивается в зависимости от степени выраженности функциональных нарушений, их стойкости, то есть для установления используется объективная оценка (согласно разделу III нового ФЗ), которая легко подтверждается при медосмотре. Эта система будет применяться для установления инвалидности не только у детей, но и взрослых, позволяя сделать программу восстановления действительно эффективной. Новое понятие «абилитация» и индивидуальные программы Введенный в действие Закон о социальной защите инвалидов также предлагает новое понятие, ранее не используемое, - абилитация. В отличие от понятия восстановления утраченных способностей, абилитация предполагает формирование способностей и навыков к социальной, профессиональной и бытовой деятельности, которых у пациента нет по ряду причин. Составление на основе этого нового понятия индивидуальных программ дает возможность устранения/компенсации существующих ограничений, нормальную интеграцию пациента в общество. В качестве инструментов индивидуальных программ используются следующие методы: санаторно-курортное лечение, реконструктивная хирургия, протезирование, социальная или медицинская адаптация, ЛФК и прочее. Как показывают исследования, абилитация чаще всего необходима детям с нарушениями интеллекта. Это позволяет не только сформировать необходимые бытовые и социальные навыки, но и обеспечить инвалидам нормальную жизнедеятельность. Составление индивидуальных программ, определение медучреждений, оказывающих подобные услуги, ведение отчетности об оказанных мероприятиях регламентируются ст. 1 п. 2, ст. 5, п. 10 ФЗ 419. Федеральный реестр Согласно ст. 5, п. 5 нового закона, с 2016 года будут составляться реестры с информацией о всех гражданах с ограничениями жизнедеятельности или функциональными нарушениями, рекомендации по абилитации, реабилитации, предпринятых мерах соцзащиты, включая выплачиваемые денежные средства. Оператором новой системы выступит Министерство Труда, которое и будет получать всю необходимую информацию от медорганизаций и органов исполнительной, региональной власти. В чем выгода внедрения этой программы? Именно она позволит полностью увидеть нужды граждан с ограниченными возможностями, правильно распределять помощь и составлять индивидуальные восстановительные программы. Безбарьерная среда Еще одним новшеством, которое предлагает Федеральный Закон об инвалидах, является создание безбарьерной среды, то есть необходимых условий для интеграции в социум, доступ к информационной, социальной инфраструктуре. С 2016 года обязательными являются меры для организации комфортных условий для лиц с ограниченными возможностями. Например, световые сигналы светофора обязаны дублироваться звуковыми, в органах местного самоуправления вся требуемая информация инвалидам с нарушениями зрения будет предоставляться на шрифте Брайля, предусмотрено бесплатное сопровождение в общественных местах, беспрепятственное пользование общественным транспортом и другие меры. Порядок таких мероприятий указан в ст. 26, ч. 3, ст. 5, п. 12, ст. 17 (доступ в подъезды многоквартирных домов). Штрафы за невыполнение законодательства в части обеспечения интеграции инвалидов предусмотрены КоАП РФ ст. 9.13.
© 2017, Чистоклетова Наталия Николаевна 230