СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Остроумие знаменитых

Нажмите, чтобы узнать подробности

* Каратыгин А. В. стал родоначальником ак­тёрской династии. На сценах петербургских театров выступали его жена, сыновья Васи­лий и Пётр, а также жена Василия. Пётр Ан­дреевич был ещё и драматургом-водевили­стом.

Братья были остроумными людьми, особен­но Пётр. Вот один из образчиков его шутли­вой эпитафии жареному поросёнку:

Ты славно сделал, милый мой,

Что в ранней юности скончался.

А то бы сделался свиньёй

И той же участи дождался!

Как-то Каратыгин присутствовал на похоро­нах известного картёжника, казацкого офи­цера С.

– Ну, как вам понравились похороны? – спросил кто-то Каратыгина.

– Великолепно. Сначала ехали казаки с пиками, потом музыканты с бубнами, там духовенство с крестами, потом сам С. с чер­вями, за ним дамы, тузы, валеты и в конце двойки, тройки, четвёрки.

* Энгр родился в семье живописца и скульптора-орнаменталиста. В 11 лет он поступа­ет в тулузскую Академию живописи, скуль­птуры и архитектуры, а в 1797 г. едет в Па­риж в мастерскую Ж.-Л. Давида. Энгр, свя­то веривший в великую очистительную силу искусства, создал свой, только ему прису­щий мир образов и форм.

Энгр оставался верным классицизму. Ему указывали:

– Надо следить за своим веком.

Но гордец и упрямец отвечал:

– Предпочитаю, чтобы мой век следил за мною!

* Бомарше, как и отец, был часовщиком, и когда стал знаменитым, ему часто с издёв­кой об этом пытались напомнить. Однажды в Версале один из придворных с деланным простодушием обратился к нему:

– Ах, месье Бомарше! Как вы кстати! По­глядите, что с моими часами?

– С удовольствием. Но хочу вас предупре­дить: я очень неловок, у меня буквально всё валится из рук.

Придворный был настойчив, Бомарше взял часы и. уронил их на каменный пол. Часы разбились вдребезги.

– Извините меня, сударь. Но я предупреж­дал вас о своей неловкости, – сказал Бо­марше.

* В своих произведениях Эдуард Мане пере­осмысливал образы и сюжеты старых мас­теров в духе современности, создавал про­изведения на бытовые, исторические и ре­волюционные темы. Лучшие его картины от­личаются остротой и тонкостью наблюдений современной ему жизни, светлой, жизнера­достной пленэрной гаммой, богатой оттен­ками. Создал ряд рисунков, литографий, офортов, акварелей.

Когда к Мане пришло признание, один кри­тик написал: «Мане указал путь, по которо­му можно следовать. Он наметил художни­кам своего времени дорогу к природе». Этот же критик раньше ругал художника. Теперь Мане при встрече с ним неизменно прини­мал одну позу: застывал на месте и вытяги­вал руку жестом путевого обходчика.

* Замечательный актёр и режиссёр Н. П. Ох­лопков был назначен на высокий пост в Министерстве культуры. Как-то один из близ­ких знакомых спросил его при встрече:

– Скажи, пожалуйста, Коля, как ты справ­ляешься с ролью зам. министра?

– Чудак, – ответил Охлопков, – я королей играл!

* Однажды Исократа пригласили к царю Кип­ра. Он явился во дворец во время пира. Присутствующие стали просить его рассказать что-нибудь интересное. Он ответил:

– То, что я знаю, не подходит для сегодняш­ней беседы, а то, что подходит – мне неизвестно.

«Принимай друзей не только таких, которые сокрушаются в твоём несчастии, но и таких, которые не завидуют твоему счастию, так как многие, соболезнуя друзьям в несчас­тии, завидуют им при их благополучии».

Исократ

* Александр Македонский рассматривал в городе Эфесе свой портрет, исполненный Апеллесом. Царь молчал. Живопись ему не понравилась. Он даже отошЁл в сторону, так что портрет попал в поле зрения его коня Буцефала. И вдруг конь заржал, решив, оче­видно, что видит на доске не красочное изображение хозяина, но его живого. Апеллес, внимательно за всем наблюдав­ший, радостно воскликнул:

– Царь! Клянусь Зевсом – твой конь пони­мает живопись лучше, нежели ты сам!

* Немецкий живописец и график Макс Либер­ман родился в семье состоятельных бюргеров. Художественное образование получил в Берлине и Веймаре. В своём творчестве он обращался к изображению повседневно­го труда крестьян, ремесленников, рыбаков; активно боролся за обновление немец­кой живописи, выступал как критик искусства и организатор художественной жизни. С 1897 г. М. Либерман – профессор Берлинс­кой Академии художеств; в 1920–1932 гг. – её президент. Фашисты, придя к власти, от­странили Либермана от преподавания, изъя­ли его картины из музеев.

Макса Либермана однажды спросили, какие пять картин он постарался бы спасти, если бы в картинной галерее внезапно вспыхнул пожар.

– Пять картин? – переспросил Либерман и, немного подумав, сказал, – конечно те, которые висят ближе к выходу.

* Как-то Дюма-отца спросили, что он думает о так называемых «супружеских узах».

– Супружеские узы, – ответил он, – так тяжелы, что их можно нести только вдвоём, а иногда и втроём.

*

Как-то Дюма-отец показывал парижский зоологический сад одной молодой иностран­ке. Взор её остановился на олене, на голо­ве которого красовались четыре рога вмес­то двух.

– Что за странное животное? – спросила она.

– Это, как вам сказать? – отвечал Дюма. – Я думаю, что это просто вдовец, который женился.

*

* Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) впервые выступил в печати в 1904 г. и сотрудничал в журналах «Леший», «Мас­ки», «Скоморох» и др.

*

Ослу образованье дали.

Он стал умней? Едва ли.

Но раньше, как осёл,

Он просто чушь порол,

А нынче ах, злодей

Он, с важностью педанта,

При каждой глупости своей

Ссылается на Канта.

Саша Чёрный

* Однажды М. М. Черемных показали рисунок начинающего художника и спросили, како­го он мнения о способностях автора.

– Видно, что парень способный. – сказал Михаил Михайлович. – Но, чтобы стать художником, надо ещё много поработать.

Рисунок повернули обратной стороной, где стояла фамилия автора. Все дружно рассмеялись. Это был рисунок раннего Черем­ных.

* Когда Цицерона упрекнули в том, что он больше сгубил людей своими обвинитель­ными речами, чем спас защитою, он отве­тил: «Это правда, ибо у меня совести боль­ше, чем красноречия».

*

Адвокат Крисп имел слабость сильно убав­лять свои годы. Однажды Цицерон, поймав его на этом, сказал: «Выходит, что мы вместе с тобою говорили речи ещё до твоего рождения».

*

Когда Цицерона спрашивали, какая из Демосфеновых речей ему нравится больше всех, он отвечал: «Которая всех длиннее».

* Анахарсис, прибыв из Скифии в Афины, по­просил раба передать Солону, что он хочет стать не только его гостем, но и другом. Со­лон в это время не хотел никого принимать и отправил раба с ответом:

– Друзей нужно искать на родине.

Анахарсис тут же ответил:

– Солон, ты как раз на родине – что же мешает тебе приобрести друга?

Солон, поражённый такой находчивостью, встретил гостя и подружился с ним.

*

Анахарсис говорил:

– Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.

*

После возвращения на родину Анахарсис был предательски убит во время охоты сво­им братом Савлием, боявшимся, что тот ста­нет вместо него царём. Умирая, Анахарсис сказал:

– Разум сберёг меня в Элладе, зависть по­губила меня на родине.

* Имре Кальман родился в Венгрии. Музы­кальное образование получил в Будапешт­ской музыкальной академии. До 1938 г. жил в Вене, в 1938–1940 гг. – в Пари­же, в 1940–1949 гг. – в США, затем вновь в Париже до самой кончины. В 1907 году И. Кальман на­чал сочинять оперетты. Мировую извест­ность ему принесли оперетты «Цыган-премьер» и «Княгиня чардаша» («Силь­ва»), музыка которых основана на интона­циях и ритмах венгерской народной песни и пляски. Позже им были написаны «Баяде­ра», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмар­тра», «Дьявольский всадник» и др. Кроме оперетт им написаны произведения для ор­кестра, пьесы, романсы. Выступал он также как музыкальный критик.

Один начинающий композитор пригласил Имре Кальмана на премьеру своей оперет­ты. После спектакля он подошёл к уважае­мому маэстро и поинтересовался его мне­нием о своём сочинении.

– Видите ли, – грустно ответил Кальман, – о своих собственных сочинениях я привык выслушивать мнение других.

* Итальянский композитор Гаэтано Доницетти родился в Бергамо. Музыкальное образование получил в Болонье. В 1834–1839 гг. он профессор и директор консерватории в Неаполе. В 1842 г. получил звание австрий­ского придворного композитора. Основная область творчества – опера. Благодаря блестящей композиторской технике и сю­жетной занимательности опер, Доницетти завоевал широкую известность. Им написа­ны 71 опера, 13 симфоний, мессы, кантаты и другие произведения.

Доницетти славился тем, что писал оперы с невероятной быстротой. Однажды в его присутствии зашёл разговор о том, что Рос­сини написал «Севильского цирюльника» за 13 дней.

– Каково ваше мнение, маэстро? – спро­сили Доницетти. – Не правда ли, это нечто исключительное?

– Полагаю, что это вполне возможно, – невозмутимо ответил он, – Россини ведь всегда писал медленно.

* Как-то Свифт вместе со слугой остановил­ся на постоялом дворе. Утром он с удивле­нием обнаружил, что его сапоги не чищены Он спросил слугу:

– Почему моя обувь грязная?

– Вы же собираетесь гулять. Сапоги всё равно станут грязными после прогулки.

– Хорошо, – сказал писатель, – собирай­ся, пойдёшь со мной.

– Но я ещё не завтракал.

– Ничего, всё равно ты проголодаешься.

*

В присутствии Свифта некто стал похвалять­ся своими предками. Писатель сказал:

– Хвалиться своими предками – значит быть похожим на картофель: у того тоже все достоинства под землёй.

* Когда Курбе спрашивали, уважает ли он ста­рых мастеров и кого из них он считает сво­им «учителем», он высокомерно отвечал:

– Я не желаю быть ничьим продолжателем и подражателем. Я не классицист, не ака­демист, не романтик, я представитель сво­его направления в живописи. Я – «курбетист!».

*

Когда однажды на одной выставке картины Курбе повесили у самой двери, он не оби­делся. Только сказал:

– Глупо! Ведь соберётся такая толпа, что никто не сможет пройти внутрь!

* Из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»

– Ты глухой, а я слухой.

– То тяжелее, а это легчее.

– Вобла – это такая рыбла?

*

– Ты будешь покупатель, а я продаватель.

– Не продаватель, а продавец.

– Ну хорошо: я буду продавец, а ты покупец.

*

Леночка, играя с матерью в мяч, предложи­ла:

– Ты бросай с высоты, а я с низоты.

*

– Светик, нельзя кушать лежа.

– Хорошо, я буду кушать сежа.

* Из записных книжек Ильи Ильфа:

Все пьяные на улице поют одним и тем же голосом и, кажется, одну и ту же песню.

Вечерняя газета писала о затмении солнца с такой гордостью, будто это она сама его устроила.

Снялся на фоне книжной полки, причём вид у него был такой, будто все эти книги он сам написал.

Источник: Календарь «В мире прекрасного – 2002» (11.01., 14.01., 19.01., 23.01., 08.02., 31.03., 19.04., 13.06., 20.07., 24.07., 05.08., 09.08., 06.09., 11.10., 15.10., 24.10., 29.11., 30.11., 31.12.)

Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=L0zxYg2ttbI

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

День смеха

https://multiurok.ru/blog/dien-smiekha.html

«Перекличка веков»

https://multiurok.ru/blog/pereklichka-vekov.html

Категория: Всем учителям
26.03.2017 15:47


© 2017 722

Рекомендуем курсы ПК и ПП