© 2017 722
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
* Каратыгин А. В. стал родоначальником актёрской династии. На сценах петербургских театров выступали его жена, сыновья Василий и Пётр, а также жена Василия. Пётр Андреевич был ещё и драматургом-водевилистом.
Братья были остроумными людьми, особенно Пётр. Вот один из образчиков его шутливой эпитафии жареному поросёнку:
Ты славно сделал, милый мой,
Что в ранней юности скончался.
А то бы сделался свиньёй
И той же участи дождался!
Как-то Каратыгин присутствовал на похоронах известного картёжника, казацкого офицера С.
– Ну, как вам понравились похороны? – спросил кто-то Каратыгина.
– Великолепно. Сначала ехали казаки с пиками, потом музыканты с бубнами, там духовенство с крестами, потом сам С. с червями, за ним дамы, тузы, валеты и в конце двойки, тройки, четвёрки.
* Энгр родился в семье живописца и скульптора-орнаменталиста. В 11 лет он поступает в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры, а в 1797 г. едет в Париж в мастерскую Ж.-Л. Давида. Энгр, свято веривший в великую очистительную силу искусства, создал свой, только ему присущий мир образов и форм.
Энгр оставался верным классицизму. Ему указывали:
– Надо следить за своим веком.
Но гордец и упрямец отвечал:
– Предпочитаю, чтобы мой век следил за мною!
* Бомарше, как и отец, был часовщиком, и когда стал знаменитым, ему часто с издёвкой об этом пытались напомнить. Однажды в Версале один из придворных с деланным простодушием обратился к нему:
– Ах, месье Бомарше! Как вы кстати! Поглядите, что с моими часами?
– С удовольствием. Но хочу вас предупредить: я очень неловок, у меня буквально всё валится из рук.
Придворный был настойчив, Бомарше взял часы и. уронил их на каменный пол. Часы разбились вдребезги.
– Извините меня, сударь. Но я предупреждал вас о своей неловкости, – сказал Бомарше.
* В своих произведениях Эдуард Мане переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности, создавал произведения на бытовые, исторические и революционные темы. Лучшие его картины отличаются остротой и тонкостью наблюдений современной ему жизни, светлой, жизнерадостной пленэрной гаммой, богатой оттенками. Создал ряд рисунков, литографий, офортов, акварелей.
Когда к Мане пришло признание, один критик написал: «Мане указал путь, по которому можно следовать. Он наметил художникам своего времени дорогу к природе». Этот же критик раньше ругал художника. Теперь Мане при встрече с ним неизменно принимал одну позу: застывал на месте и вытягивал руку жестом путевого обходчика.
* Замечательный актёр и режиссёр Н. П. Охлопков был назначен на высокий пост в Министерстве культуры. Как-то один из близких знакомых спросил его при встрече:
– Скажи, пожалуйста, Коля, как ты справляешься с ролью зам. министра?
– Чудак, – ответил Охлопков, – я королей играл!
* Однажды Исократа пригласили к царю Кипра. Он явился во дворец во время пира. Присутствующие стали просить его рассказать что-нибудь интересное. Он ответил:
– То, что я знаю, не подходит для сегодняшней беседы, а то, что подходит – мне неизвестно.
«Принимай друзей не только таких, которые сокрушаются в твоём несчастии, но и таких, которые не завидуют твоему счастию, так как многие, соболезнуя друзьям в несчастии, завидуют им при их благополучии».
Исократ
* Александр Македонский рассматривал в городе Эфесе свой портрет, исполненный Апеллесом. Царь молчал. Живопись ему не понравилась. Он даже отошЁл в сторону, так что портрет попал в поле зрения его коня Буцефала. И вдруг конь заржал, решив, очевидно, что видит на доске не красочное изображение хозяина, но его живого. Апеллес, внимательно за всем наблюдавший, радостно воскликнул:
– Царь! Клянусь Зевсом – твой конь понимает живопись лучше, нежели ты сам!
* Немецкий живописец и график Макс Либерман родился в семье состоятельных бюргеров. Художественное образование получил в Берлине и Веймаре. В своём творчестве он обращался к изображению повседневного труда крестьян, ремесленников, рыбаков; активно боролся за обновление немецкой живописи, выступал как критик искусства и организатор художественной жизни. С 1897 г. М. Либерман – профессор Берлинской Академии художеств; в 1920–1932 гг. – её президент. Фашисты, придя к власти, отстранили Либермана от преподавания, изъяли его картины из музеев.
Макса Либермана однажды спросили, какие пять картин он постарался бы спасти, если бы в картинной галерее внезапно вспыхнул пожар.
– Пять картин? – переспросил Либерман и, немного подумав, сказал, – конечно те, которые висят ближе к выходу.
* Как-то Дюма-отца спросили, что он думает о так называемых «супружеских узах».
– Супружеские узы, – ответил он, – так тяжелы, что их можно нести только вдвоём, а иногда и втроём.
*
Как-то Дюма-отец показывал парижский зоологический сад одной молодой иностранке. Взор её остановился на олене, на голове которого красовались четыре рога вместо двух.
– Что за странное животное? – спросила она.
– Это, как вам сказать? – отвечал Дюма. – Я думаю, что это просто вдовец, который женился.
*
* Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг) впервые выступил в печати в 1904 г. и сотрудничал в журналах «Леший», «Маски», «Скоморох» и др.
*
Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осёл,
Он просто чушь порол,
А нынче – ах, злодей –
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.
Саша Чёрный
* Однажды М. М. Черемных показали рисунок начинающего художника и спросили, какого он мнения о способностях автора.
– Видно, что парень способный. – сказал Михаил Михайлович. – Но, чтобы стать художником, надо ещё много поработать.
Рисунок повернули обратной стороной, где стояла фамилия автора. Все дружно рассмеялись. Это был рисунок раннего Черемных.
* Когда Цицерона упрекнули в том, что он больше сгубил людей своими обвинительными речами, чем спас защитою, он ответил: «Это правда, ибо у меня совести больше, чем красноречия».
*
Адвокат Крисп имел слабость сильно убавлять свои годы. Однажды Цицерон, поймав его на этом, сказал: «Выходит, что мы вместе с тобою говорили речи ещё до твоего рождения».
*
Когда Цицерона спрашивали, какая из Демосфеновых речей ему нравится больше всех, он отвечал: «Которая всех длиннее».
* Анахарсис, прибыв из Скифии в Афины, попросил раба передать Солону, что он хочет стать не только его гостем, но и другом. Солон в это время не хотел никого принимать и отправил раба с ответом:
– Друзей нужно искать на родине.
Анахарсис тут же ответил:
– Солон, ты как раз на родине – что же мешает тебе приобрести друга?
Солон, поражённый такой находчивостью, встретил гостя и подружился с ним.
*
Анахарсис говорил:
– Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.
*
После возвращения на родину Анахарсис был предательски убит во время охоты своим братом Савлием, боявшимся, что тот станет вместо него царём. Умирая, Анахарсис сказал:
– Разум сберёг меня в Элладе, зависть погубила меня на родине.
* Имре Кальман родился в Венгрии. Музыкальное образование получил в Будапештской музыкальной академии. До 1938 г. жил в Вене, в 1938–1940 гг. – в Париже, в 1940–1949 гг. – в США, затем вновь в Париже до самой кончины. В 1907 году И. Кальман начал сочинять оперетты. Мировую известность ему принесли оперетты «Цыган-премьер» и «Княгиня чардаша» («Сильва»), музыка которых основана на интонациях и ритмах венгерской народной песни и пляски. Позже им были написаны «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра», «Дьявольский всадник» и др. Кроме оперетт им написаны произведения для оркестра, пьесы, романсы. Выступал он также как музыкальный критик.
Один начинающий композитор пригласил Имре Кальмана на премьеру своей оперетты. После спектакля он подошёл к уважаемому маэстро и поинтересовался его мнением о своём сочинении.
– Видите ли, – грустно ответил Кальман, – о своих собственных сочинениях я привык выслушивать мнение других.
* Итальянский композитор Гаэтано Доницетти родился в Бергамо. Музыкальное образование получил в Болонье. В 1834–1839 гг. он профессор и директор консерватории в Неаполе. В 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора. Основная область творчества – опера. Благодаря блестящей композиторской технике и сюжетной занимательности опер, Доницетти завоевал широкую известность. Им написаны 71 опера, 13 симфоний, мессы, кантаты и другие произведения.
Доницетти славился тем, что писал оперы с невероятной быстротой. Однажды в его присутствии зашёл разговор о том, что Россини написал «Севильского цирюльника» за 13 дней.
– Каково ваше мнение, маэстро? – спросили Доницетти. – Не правда ли, это нечто исключительное?
– Полагаю, что это вполне возможно, – невозмутимо ответил он, – Россини ведь всегда писал медленно.
* Как-то Свифт вместе со слугой остановился на постоялом дворе. Утром он с удивлением обнаружил, что его сапоги не чищены Он спросил слугу:
– Почему моя обувь грязная?
– Вы же собираетесь гулять. Сапоги всё равно станут грязными после прогулки.
– Хорошо, – сказал писатель, – собирайся, пойдёшь со мной.
– Но я ещё не завтракал.
– Ничего, всё равно ты проголодаешься.
*
В присутствии Свифта некто стал похваляться своими предками. Писатель сказал:
– Хвалиться своими предками – значит быть похожим на картофель: у того тоже все достоинства под землёй.
* Когда Курбе спрашивали, уважает ли он старых мастеров и кого из них он считает своим «учителем», он высокомерно отвечал:
– Я не желаю быть ничьим продолжателем и подражателем. Я не классицист, не академист, не романтик, я представитель своего направления в живописи. Я – «курбетист!».
*
Когда однажды на одной выставке картины Курбе повесили у самой двери, он не обиделся. Только сказал:
– Глупо! Ведь соберётся такая толпа, что никто не сможет пройти внутрь!
* Из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»
– Ты глухой, а я слухой.
– То тяжелее, а это легчее.
– Вобла – это такая рыбла?
*
– Ты будешь покупатель, а я продаватель.
– Не продаватель, а продавец.
– Ну хорошо: я буду продавец, а ты покупец.
*
Леночка, играя с матерью в мяч, предложила:
– Ты бросай с высоты, а я с низоты.
*
– Светик, нельзя кушать лежа.
– Хорошо, я буду кушать сежа.
* Из записных книжек Ильи Ильфа:
Все пьяные на улице поют одним и тем же голосом и, кажется, одну и ту же песню.
Вечерняя газета писала о затмении солнца с такой гордостью, будто это она сама его устроила.
Снялся на фоне книжной полки, причём вид у него был такой, будто все эти книги он сам написал.
Источник: Календарь «В мире прекрасного – 2002» (11.01., 14.01., 19.01., 23.01., 08.02., 31.03., 19.04., 13.06., 20.07., 24.07., 05.08., 09.08., 06.09., 11.10., 15.10., 24.10., 29.11., 30.11., 31.12.)
Ссылка:
*
См.:
Карта сайта
День смеха
«Перекличка веков»
© 2017 722