СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.Другие купцы." В них нет патриархальной заскорузлости. Это дельцы нового времени, хищники 70 г., приобредшие внешний лоск просвещённости. Владельцы торговых фирм, а не лавок, носят европейские костюмы, а не купеческие поддёвки, живут не баснями Феклуши, а новостями парижских газет. Миллионщик Кнуров важен, больше молчит. т.к здесь не с кем говорить, он часто бывает в Петербург и за границу. Барин Паратов, склонный к мотовству, транжирит деньги с эффектом. В городе властвуют чековые книжки.
д
и
к
ости, домостроевской
2 Любовь. Соперничают 4 героя, хотя герои и любовь условны. Вожеватов заранее уступает Ларису Кнурову. Ему такая цена не по карману. Кнуров уступает пока Паратову, чтобы сломленную Ларису потом увезти в Москву. Паратов, натешившись вволю, бросает. Вожеватов и Кнуров разыгрывают её в "орлянку" Карандышев одержим мещанской завистью, самолюбив, жалок. Жажда самоутвердиться, а не любовь. Ослеплённый честолюбием, убивает Ларису.
3 Лариса- жалкая слабость-жить хоть как-нибудь Вней нет цельности и мужества Катерины. Она" вещь".Внутренняя опустошённость. " Я не нашла любви, так буду искать золота" Выстрел принимает как милость Смерть не даст ей опуститься ещё ниже.Она благодарит Карандышева. Под цыганский хор(полное безразличие к человеку) она умирает. Трагедия Ларисы в том, что она -"вещь"" ( Материал взят из учебного пособия по литературе для 10 класса)
Теперь обратимся к экранизации " Жестокий романс" Эльдара Рязанова. Учащиеся давали ответы на самый важный вопрос: "в чём трагедия Ларисы в " Бесприданнице" и в чём трагедия в " Жестоком романсе" Рязанова? Учащиеся отвечали: В пьесе драма Ларисы в том, что она "вещь", она не принимается обществом за человека. В фильме Рязанова драма Ларисы-это драма женщины, которую бросил любимый человек. У Островского название " Бесприданница" говорит само за себя -деньги главное, Лариса оскорблена, она " вещь", оскорблён человек. В фильме-название говорит о любовной драме девушки, обманутой в своём первом чувстве.
Так или иначе, оба произведения искусства и в наши дни помогают в нашей борьбе за утверждение подлинных человеческих ценностей, в борьбе против цинизма, душевной опустошённости, холодного расчёта.
Экранизация сама по себе - это дерзость, дескать, не только понял, но и по-своему добавил. Собственно, сама природа драмы предполагает сотворчество (драматург, режиссер, актеры, художник и т.д.).
Эльдар Александрович великий хулиган. Может, именно поэтому - гениальный режиссер. Только начала читать, а "Лица" сами собой появились перед глазами: Алиса Фрейндлих, Лариса Гузеева, Алексей Петренко, Виктор Проскурин, Андрей Мягков, Никита Михалков, Георгий Бурков. С одной стороны, от текста первоисточника немало отступлений, а с другой - это ожившие страницы пьесы. Как минимум, воспоминания Ларисы и рассказ Вожеватова Рязанов раскрутил на целую серию. Что ясно показывает, насколько больше свободы у сценариста по сравнению с драматургом. Однако, есть и Волга, и гудки "Ласточки", и цыганские веселые песни, и удивительный, вьющийся тонким флером дух ХІХ века. Рязанову веришь безоговорочно.
Даже название фильма это своего рода дерзость. "Бесприданница" не угодила. А между прочим, как гласит всезнающая Википедия, жестокий романс - это жанр русской песни, возникший в ХІХ веке. "Cвоеобразие данного жанра заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя".
С финалом Эльдар Александрович тоже поступил по-хулигански. У Островского Лариса на целую страницу текста терзается, не может решиться броситься в Волгу: "Кабы меня убил кто-нибудь. Как хорошо умереть.". И умирая, из последних сил произносит: "Нет, нет, зачем. Пусть веселятся, кому весело. Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо. умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. вы все хорошие люди. я вас всех. всех люблю. (Посылает поцелуй)". Что говорит Лариса в фильме? Только "Благодарю". А больше ничего ей говорить и не надо, потому что все остальное - показано: как слабеющая Лариса скользит руками по стеклу. Ее просветленные детские глаза и перепуганные лица "хороших людей" Кнурова, Вожеватова и Паратова. Каких тут еще слов?
И о музыке, разумеется. Еще на лекции шла речь о том, что музыкальное оформление играет важную роль в пьесах Островского вообще, в "Бесприданнице" особенно. Но и тут Рязанов насвоевольничал. Паратов-Михалков поет цыганскую песню на слова Редьярда Киплинга, Лариса развлекает гостей на своих именинах романсами на стихи самого же Рязанова и Марины Цветаевой (что же за рязановский фильм без поэзии Серебряного века, да еще и подзапретной?), а вместо "Не искушай меня без нужды." Баратынского Лариса поет Ахмадуллинское "А напоследок я скажу.", заодно и Глинку променяли на Андрея Петрова. Форменное хулиганство. Но как точно, органично, неотъемлимо! На мой взгляд, Рязанов именно музыкальную стихию воплотил очень точно - музыка говорит, по-своему рассказывает историю. В особенности - контрастами: в начале цыгане поют лирическую песню, а Ольга в слезах едет в Тифлис, где ее ждет смерть от руки ревнивого мужа. Когда Карандышев хватает пистолет и мчится к пристани, Харита Игнатьевна (о, восхитительнейшая Фрейндлих!) в ужасе кричит, чтоб остановили, фоном звучит бравурный марш. И в финале - как и у Островского - труп Ларисы и веселый хор цыган. Все выдержано!
Подводя итог, добавлю, что Островский действительно великий драматург, а Рязанов - великий режиссер. Если и снимать экранизации классики, то только так, как Эльдар Рязанов - своевольно, по-хулигански и талантливо.Так что непременно читать "Бесприданницу" и смотреть "Жестокий романс"!
РАЗУВЕРЕНИЕ
Не искушай меня без нужды Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь, И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова, И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты.
«Мохнатый шмель на душистый хмель.», — жестокий, жестокий романс пропел Михалков бесприданнице Гузеевой — красивой, наивной, бедной и влюбленной в него по уши — заморочил девочке голову, увез от жениха, а по утру сообщил, что женился на страшненькой богачке. Остается бедняжке только одно — красиво погибнуть от руки бывшего жениха — опозоренной, но непокоренной.
- Приз г.Тулона на МКФ фильмов об исследовании моря в Тулоне (Франция) (1985)
- Главный приз "Золотой павлин" на X МКФ в Дели (Индия) (1985)
Почитать текст пьесы "Бесприданница" можно здесь https://multiurok.ru/blog/ostrovskii-a-n-bespridannitsa-chem-ona-napominaet-grozu-ekranizatsiia-pesy.html
© 2018, Хартон Марина Игоревна 1366