СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Описание опыта работы
Андреюк Надежды Петровны, учителя математики
Владиславовской ОШ 1-3 ступеней, Кировской РГА, АР Крым.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ.
II. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Исследовательская работа
2. Современные образовательные технологии.
3. Внеурочная деятельность по математике.
4. Учебный кабинет – творческая мастерская учителя.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Д. К. Ушинский
Я люблю свою работу, и основным ее принципом считаю: «Учить детей - на уроке". Я испытываю чувство радости при виде их успехов. Мне нравится отвечать на их вопросы, порой серьезные и сложные, порой нелепые, а то и вовсе непонятные. Но если человек спрашивает, значит, ум его работает, и работает целенаправленно. Они ещё не знают, что правильно сформулированный вопрос уже половина ответа, и научить их этому тоже моя задача. Вообще большую часть своей работы с учениками я посвящаю организации их умственного труда, учу каждого заниматься в «полную меру» его сил, развивать мышление, а без постоянной работы учителя над собой в методическом плане эта цель недостижима. Д. К. Ушинский писал: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Поиски и опробование новых методических приемов преподавания математики занимают в моей работе большое и важное место. Мне нравится придумывать и проводить нестандартные уроки в форме экскурсий, конкурсов, блицтурниров. Такие уроки и изученный на них материал, надолго запоминаются ученикам, позволяют им учиться без принуждения, почувствовать вкус успеха.
По данным исследований ученика 6-А класса Козлова Вячеслава в своей работе в МАН «Статистика и психология», доказал, что в памяти учащегося остается:
- 25% услышанного материала,
33% увиденного,
50% увиденного и услышанного,
- 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Главной целью в моей работе остается формирование личности, обладающей сформированной потребностью в постоянном пополнении и обновлении знаний, стремлением в совершенствовании умений и навыков. Задумываясь над проблемами современного образования, для себя я определила цели и задачи, следую которым в своей ежедневной педагогической практике:
1. Заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
2. Развить творческий потенциал учащихся.
3. Развить индивидуально-познавательные способности каждого ребёнка.
4. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться в жизни.
II. ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. Исследовательская работа.
Изучая в этом учебном году теоретические основы компетентностного подхода, методы развития ключевых компетенций на уроках математики, я решила особое внимание в образовательной деятельности уделить формированию у школьников учебно-познавательной и информационной компетенций на уроках математики.
В течение ряда лет работаю над проблемой «Использование метода проектов для повышения уровня учебных достижений учащихся на уроках математики, индивидуализации и социализации обучения» Эту проблему я выбрала для развития познавательной деятельности учащихся. Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков "стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод.
Я разработала проект «Использование местного материала на уроках математики». Работа по реализации проекта идет успешно. С привлечением учащихся разработана серия задач с использованием местного материала. Такие же задачи содержатся в сборнике самостоятельных работ для 5 класса. Использован материал о выращивании и обработке винограда в О.О.О. «Коктебель» находящийся на территории сельского совета с.Владиславовка.
В 9 классе изучая тему «Статистика» я использую данные работы МАН
учащегося 8 класса Аванесян Давида «Солнечные станции в Крыму» таблицы данных о изменении погоды на нашей территории. Данные предоставила метеостанция нашего с.Владиславовка.
Изучая тему «Прикладная математика» использую данные работы МАН
учащегося 10 класса Козерука Александра «Уровень жизни и семейный бюджет», где в таблицах предоставлен материал доходов и расходов разных групп населения нашего родного села.
Работа над проектом дает неплохие результаты. Заметно вырос интерес учащихся к изучению математики. Учащиеся активны на уроках, показывают самостоятельность при изучении нового материала.
Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности. Средний показатель сформированности мотивации учебной деятельности по математике ( по данным работы Козлова Вячеслава) учащихся 8-х классов составил 68% (средний и достаточный уровень). Результаты анкетирования по использованию методов мотивации и стимулированию деятельности свидетельствуют о математическом интеллекте класса (выше среднего и достаточный 45%).Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, так как он не является отражением всей системы работы. Но, на мой взгляд, его использование, безусловно, может способствовать активизации познавательного интереса учащихся к изучению математики.
Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Мастерство учителя состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы самостоятельной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем. Пониманию учащимися материала, развитию их мышления весьма способствует систематическая и целенаправленная работа с учебником и справочной литературой на уроке. Учебник - это средство усвоения основ наук учащимися, представляющее собой одновременно резюме научных сведений, которые должен изложить учитель. Учебник является обязательным средством обучения. При использовании учебника на уроках я придерживаюсь следующих требований:
-при каждом обращении к учебнику ставится определенная цель, вызывающая интенсивную мыслительную деятельность учащихся;
-работа с учебником должна проводиться в связи с другими методами и приемами, используемыми на уроке;
Решение задач способствует развитию мышления школьников лишь в том случае, если каждый ученик решает задачу сам, прилагая для этого определенные усилия. Поэтому, подбирая задачи, стараюсь чтобы они максимально были приближены к действительности (задачи с местного материала) отражали жизненную ситуацию.
Особое внимание уделяю самостоятельным заданиям, которые формируют умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, контролировать и планировать свою деятельность.
2. Современные образовательные технологии.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики я использую элементы педагогических технологий:
-информационно – коммуникативных;
-здоровьесберегающих;
-личностно – ориентированного обучения.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».
-Информационно – коммуникативные
Использую мультимедийные презентации на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. С помощью презентаций сначала могу проводить обзор раздела или только демонстрацию нужной темы. А углубление и совершенствование навыков по данной теме в дальнейшем учащиеся могут представить в форме самостоятельно выполненных презентаций. Данный метод позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
- Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.
- Создать условия для развития самостоятельности учащихся.
- Повысить качество наглядности в учебном процессе.
- Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Здоровьесберегающие
Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а следовательно к снижению качества здоровья.
Исходя из этого и согласно общему направлению работы школы, я использую следующие направления в формировании здорового образа жизни на уроках математики, цель которых: создание условий для формирования здоровой личности учащихся на уроках математики, задачи:
-увеличение двигательной активности учащихся на уроке;
-предоставление информации, связанной с контролем здоровья;
Одна из моих задач - заинтересовать ребёнка в здоровом образе жизни. Это я делаю и на уроках, причем, не ущемляя учебный процесс, т.к. практически всё можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой. Задачу, которая содержит сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами. Название полезного продукта, режимного момента использую для зашифровки правильных ответов к устному счёту.
Личностно – ориентированного обучения
На уроках математики часто использую групповой метод работы.
На занятиях я ориентируюсь на всех учащихся группы, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Я считаю, что такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого.
Самостоятельная работа на уроке дает возможность определить уровень усвоения материала каждым учеником. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа (в форме ГИА И ВНО) и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.
При изучении математики учащиеся должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. На уроках должна быть видна картина подготовленности группы и осуществляться обратная связь (учащиеся – преподаватель). Для этого я использую математические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
Считаю необходимым обучать учащихся умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения внимательному и целенаправленному чтению на уроке я сначала излагаю новый материал, а затем предлагаю учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения. После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагаю подготовить сообщения, доклады, рефераты для выступления на уроке, на занятиях кружка.
Важнейшим звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике я уделяю серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию.
Для проведения текущего контроля на уроках математики я применяю различные карточки-задания. При их составлении использую уровневую дифференциацию
Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. С их помощью учащиеся отчетливее понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований. Устная работа на уроках математики весьма оживляет урок. На ней можно отдохнуть; в хорошем смысле этого слова, развлечься. Это самый «свободный» этап урока. Вопросы быстро сменяют друг друга, и если не знаешь ответ на один, то не беда, сможешь проявить себя на следующем. Это очень динамичный, активный вид деятельности, вносящий разнообразие в уроки математики. Кроме того, каждый ученик может отличиться, «заработать» поощрение, хорошую оценку и т.п.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся.
3. Внеурочная деятельность по математике.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по математике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения.
Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из любимых мною форм внеурочной работы по предмету является работа учащихся в МАН «Искатель»
Тема работы |
Год |
Ф.И. |
Класс |
Место в районе |
Теория остатков |
2010 |
КАРЕВА С.В. |
11 |
1 |
Семь раз отмерь |
2011 |
Меqяник А.А. |
9 |
3 |
Статистика,как метоq исслеqования в экономике |
2012 |
Козерук А.Г. |
9 |
1 |
Психология и статистика |
2012 |
Козлов В.Э. |
6 |
2 |
Солнечные станции в Крыму |
2013 |
Аванесян D.Ш. |
8 |
2 |
Уровень жизни в нашем регионе |
2010 |
Козерук А.Г. |
10 |
1 |
4. Учебный кабинет – творческая мастерская учителя.
В своей работе я много уделяю внимания кабинету, в котором провожу занятия. Состояние кабинета играет колоссальную роль в обеспечении учебного процесса, привитии интереса к предмету, воспитании культуры записей и вообще в эстетическом воспитании. Обучение проходит более успешно, когда я в процессе обучения использую наглядные и технические средства.
Основная часть работы проводится в классе, и под рукой должно быть все необходимое, чтобы обеспечить требуемое разнообразие средств информации. В моем кабинете есть учебная литература, наглядные пособия, дидактический раздаточный материал.
Весь дидактический материал я расположила по файлам в папках-скоросшивателях по каждому классу, это позволяет в любой момент быстро найти необходимый материал. Это эстетично и очень удобно.
Кабинет должен быть удобен для любой формы работы: индивидуальной, фронтальной, групповой, игровой, проектной и т.д.
Мне очень повезло в том, что в моём кабинете математики есть проектор и ноутбук которые дают возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями.
III. Заключение.
Использование современных технологий, современных методов и форм обучения и воспитания учащихся позволяют мне решать те задачи, которые я перед собой поставила.
Главный принцип моей педагогической деятельности - вера в ученика, в его познавательные силы. Главная задача - своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса, который побуждает желание узнавать новое, учиться.
Радость познания передает своим ученикам учитель. Я учусь вместе со своими учениками. Без постоянного совершенствования невозможно состояться как личности, как профессионалу, как наставнику. Профессия педагога обязывает к постоянному обучению и познанию нового. Нельзя останавливаться на достигнутом.
Изучение теоретического материала, повышение своего методического уровня путем самообразования, посещения курсов повышения квалификации и участия в школьных семинарах дают возможность для дальнейшего самосовершенствования.
© 2015, Андреюк Надежда Петровна 326