Воспитание без дружбы с ребенком,
без духовной общности с ним можно
сравнить с блужданием в потемках…
Когда дети чувствуют в тебе равного,
они открываются перед тобой, доверяют
тебе то, что никогда не доверили бы,
если бы ты был только их руководителем.
В.А. Сухомлинский
Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие. И как же хочется, хоть немного, соответствовать таким высоким критериям.
Не знаю, в какую минуту приходит осознание самого себя. Конечно, не вдруг и не сразу понимаешь каким тебе быть.
Люди ценят силу: сначала – физическую; взрослея – силу ума, таланта, понимания; старея – силу внимания и добра. Они любят тех, кто весел, они тянутся к тем, кто излучает бодрость, с кем надежно, интересно, кто их понимает. И главная задача педагога, как воспитателя, стать таким. А люди, будь они взрослые или дети, потянутся к доброму сердцу, и солнце для них засветит ярче, и улыбки станут заметней, а книги распахнут весь свой богатый мир.
Мне хочется убедить детей в том, что жизнь неповторима и прекрасна «Если человеку долго внушать хорошее и делать это от чистого сердца, то любой, даже самый плохой человек изменится. Только непременно от чистого сердца», - говорит Варвара Васильевна в фильме «Сельская учительница». От чистого сердца …. А чтобы сердце было чистым, надо постоянно заниматься самовоспитанием, надо постоянно совершенствовать себя, творить себя как личность, делать себя добрее, умнее, справедливее, чем ты сегодня.
Детский характер еще так неустойчив. Можно влиять на него, можно взывать ребенка к лучшему. И если не повести его, взяв за руку, по правильному пути, то кто-то другой поведет – а туда ли?. Ребятам нужен умный и добрый взрослый друг, который будет рядом. И если они поверят, обязательно пойдут за ним. Я стараюсь находить общее с «моими детьми», влиять на них, а через них – на других, потому что, переняв мои взгляды, убеждения, они обращают в свою веру кого-то из товарищей.
И всем хочется творить добро. Деятельная жизнь, стремление делать что-то хорошее, дарить людям радость – это так свойственно юности. И как охотно берутся ребята за все, что кажется им по плечу.
И вот они уже взрослые – «мои дети». Какие хорошие выросли дети! Но сколько хлопот с этими хорошими детьми? Кто-то пошутил: педагогика – это наука о том, как воспитывать чужих детей. Мол, со своими куда сложнее. Но шутки шутками, а учителя-то как раз и занимаются воспитанием чужих детей. Правда, вот в чем парадокс: когда занимаешься этим всерьез, чужие дети становятся совсем своими.
Никто из нас, учителей, не идет по проторенной тропе. Да это и не нужно. Пусть каждый идет своей дорогой, и, тем не менее, чужой опыт может много подсказать, натолкнуть на какую-то идею, предостеречь от промахов. Главное – сохранить огонь в душе, без которого не мыслима работа с детьми.