СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция и др.
К числу таких тенденций относится и компетентностный подход.
В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания человека перестает быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.
От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
В условиях усложнения задач, стоящих перед школой, повышаются
требования к учителю, его профессионализму и личностным качествам. Давно известно, что педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным.
Рассмотрим основные понятия компетенция и компетентность.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения.
Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
В новых стандартах сформулированы следующие требования к современному учителю:
Во-первых, это учитель, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
- инициирует действия учащихся;
- консультирует и корректирует их действия;
- находит способы включения в работу каждого ученика;
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов
Выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:
Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.
Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:
Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:
Показатели профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:
Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.
Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.
Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:
В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли:
- инструктора (человека, который систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);
-наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);
-консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать консультацию по различным вопросам);
-занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной целью которого является создание условий для приобретения детьми жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и жизненных ценностей);
-управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);
-помощника.
Овладев всеми ключевыми компетенциями педагог должен сформировать компетентностного ученика.
На основании классификации доктора педагогических наук Хуторского Андрея Викторовича все формируемые компетентности можно разделить на три группы: ключевые, общепредметные, предметные.
Ключевыми компетентностями, которые формирует учитель начальных классов, являются следующие
-учебно-познавательные
-коммуникативные
-общекультурные
-информационные
-ценностно-смысловые
-социально-трудовые
Ключевые компетенции - это то, что дает ключ к становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности. Что это за особый ресурс и как его сформировать - это и есть главная проблема "компетентностного подхода".
Невозможно с помощью определённой методики, технологии, приёма формировать одну компетенции. Их формирование происходит во взаимосвязи друг с другом на каждом этапе урока, во время урочной и внеурочной деятельности, кружковой и внеклассной работе.
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции. Напомню, что учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности:
- владение механизмами планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности;
- владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
- владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Основная задача заключается в том, чтобы учить детей умению учиться. Для этого, я считаю, необходимо активизировать познавательную деятельность. Это происходит на каждом этапе урока через различные методы, формы и виды работы. В работе помогают различные средства обучения :
Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности. Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство — причину познавательного интереса, я использую следующие приемы: 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на прежние знания; 2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, задавая вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?", «что открыли, узнали на уроке?" и т. д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.
Использую проблемный диалог, создаю проблемные ситуации. Не забываю и об игровых технологиях, занимательных заданиях, которые особо эффективны при работе со слабоуспевающими учениками, детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особо эффективными считаю разные формы уроков: уроки - дискуссии, КВНы, интегрированные уроки.
Проектная деятельность несомненно способствует развитию всех ключевых компетенций. Во всех этих видах деятельности очень активно формируются коммуникативные в том числе и коммуникативные компетенции. Коммуникативные компетенции — позволяют научится жить и работать в коллективе, сотрудничать, иметь представления о способах выхода из конфликтных ситуаций. Это, в первую очередь, происходит через речевую деятельность как необходимое условие общения.
Формируя данные компетенции я стараюсь научить детей общаться, взаимодействовать с окружающими людьми, причем не только со сверстниками, но и взрослыми. Особое внимание уделяю на формирование умений работать в группе, в паре. Учу принимать или не принимать точку зрения другого человека, обосновывая свою позицию, вырабатывать способность принимать совместные решения, нести ответственность за принятое решение, уметь договариваться, разрешать возникающие проблемы мирным путем, уметь презентовать себя, итоги своей работы.
Уровень сформированности ключевых компетенций в целом, оцениваю в основном, наблюдая за общением детей в группах и парах, вовлекая их в дискуссии, давая им возможность высказывать свое мнение, суждение. В нашей школе для выявления уровня сформированности ключевых компетентностей использовать методы анкетирования и тестирования Для выявления уровня сформированности коммуникативных компетенций были проведены методики «Рукавичка»(1-2 класс) и «Дорога к дому» (3 класс), которые показали положительную динамику.
Показателем учебно-познавательных компетенций считаю также и результаты итоговых стандартизированных работ
И в заключении хочу сказать :известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
© 2020, Глазычева Елена Викторовна 679