СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по апробации УМК Е.А. Быстровой "Русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация по апробации УМК «Русский язык». 5-9 классы»

под редакцией Е.А. Быстровой.

В течение четырех лет с 2008 по 2011 годы была организована экспериментальная деятельность по апробации УМК «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией профессора, доктора педагогических наук Елены Александровны Быстровой.

В республике были созданы 3 экспериментальные площадки: в средней общеобразовательной школе 1 с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна (учитель русского языка и литературы О.Д. Хомушку), средней общеобразовательной школе 4 г. Ак-Довурака (учитель русского языка и литературы Ш.С. Ооржак), гимназии 9 г. Кызыла (учитель русского языка и литературы Ч.А. Намзырай). В рамках апробации опытом работы делились учителя Республики Тыва и Республики Хакасия. Были совместные выездные семинары и стажировки, где демонстрировался опыт работы, проводились мастер-классы, открытые уроки и т.д.

В основе введения экспериментальной деятельности лежит инициатива Министерства образования и Науки нашей республики изменить языковую ситуацию в моноязычных районах республики, повысить качество преподавания русского языка в образовательных учреждениях республики. Кураторами экспериментальной деятельности являлись Ольга Ойдуповна Иргит, доцент кафедры теории обучения русскому и тувинскому языкам в начальной школе Тувинского государственного университета, а также Мигир-оол Любовь Монгушовна, методист кафедры филологии Тувинского института переподготовки и повышения квалификации педагогических работников республики.

По словам заведующей редакции национальной школы Елизаветы Александровны Хамраевой (г.Москва) основной причиной низкого качества знаний по русскому языку является малое количество разработок в билингвальной системе преподавания, когда упор делается на то, чтобы ребенок знал языки на должном уровне. Вообще проблема качественного учебника для национальной школы одна из главнейших, если мы хотим, чтобы дети, для которых русский неродной, были конкурентноспособными, чтобы они могли себя реализовать не только у себя в республике, но и за ее пределами.

В чем же особенность учебно-методических комплектов по русскому языку Е.А.Быстровой?

  • Во-первых, данные учебники для национальной школы написаны в рамках компетентностного подхода. Учебник может быть полезен в работе с детьми, испытывающими речевые и коммуникативные проблемы. Ведь сегодня учителям-словесникам приходится работать с детьми с низким уровнем речевой культуры, у которых есть потребность в коммуникации, но нет умений.
  • Во-вторых, современных детей нужно учить выражать свои эмоции. Ведь это другие дети, дети новой постиндустриальной культуры, которые в два счета могут усвоить, как общаться с самой современной техникой, и при этом испытывать речевые проблемы. Это дети с другим типом памяти и восприятия, не читающие художественной литературы, хотим мы того или нет. Даже если мы научим их находить подлежащее и сказуемое, они затрудняются при составлении простейшего текста, у них нет эмпирического навыка соединения предложений между собой. Поэтому эти учебники основаны на текстоцентрическом принципе.
  • В – третьих учебники отвечают и потребностям общества, и требованиям самых современных методик. Они написаны в русле формирования продуктивного билингвизма – то есть если высок уровень владения родного языка, мы стараемся дотянуть до него знание русского, и наоборот.

Вообще главное отличие учебников Быстровой – это то, что «учебного шага» в них меньше. Понятие «учебный шаг» включает единицу информации и скорость ее усвоения. Современные дети независимо от того, носители они русского языка или билингвы, практически все требуют меньшего учебного шага. Им нужен четкий алгоритм, который и задан в учебниках. Причем учебники содержат не только орфографический, но и коммуникативный алгоритм. Кроме того, на страницах учебников широко представлен диалог культур. К примеру, в учебнике есть текст о Москве и тут же вопрос о столице республики, в которой живет ребенок. Речевая работа обеспечена в учебнике необходимым словарным материалом. Кроме того, любой учебник должен быть жизненным, аутентичным. В связи с этим ребятам предлагается речевая работа, связанная с природными и климатическими особенностями региона.

На взгляд составителей учебника, обучение языку должно вестись в режиме эмпатии, положительного эмоционального фона, поэтому учебники совмещают и зрительный, и ассоциативный ряды. Издательство «Дрофа» придает огромное значение иллюстрациям, ведь прежние учебники для национальных школ не содержат красочных иллюстраций.

В качестве примера можно взять учебник 5 класса. Вначале вводный период, потом идут тексты на отработку техники чтения, развития речи, а далее коммуникативные блоки. Это чем-то похоже на методику иностранного языка. Уроки организованы вокруг коммуникативного намерения – интенции. Сюда также включаются знания и по грамматике, и по орфографии, и по лексике. Внешне эта методика кажется очень простой, но в этом как раз и заключается высший профессионализм.

На сегодняшний день в Федеральный перечень вошла законченная линия академика Е.А. Быстровой «Русский язык» для 5-9 классов. Законченная линия УМК представляет собой методические рекомендации для учителя, сам учебник, а также рабочую тетрадь.

Информацию составил Хомушку О.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2 г.Кызыла

19.11.2016 13:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП