СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчеты по итогам обучения на курсах повышения квалификации учителей по программе третьего (базового) уровня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлективный отчет по проведенной серии последовательных уроков.

Одним из условий для нас во время прохождения практики в реальном классе было внести изменения в свою преподавательскую деятельность. Изменение является важным аспектом в процессе обучения новым видам мышления и поведения. Изменение в данном случае определенно связано с процессом обучения и означает, что школы должны быть местом, где учителя учатся на своем опыте, а ученики, в той же мере учатся посредством выполнения задач и заданий.

Каким же образом я вносила изменения в собственную практику? Для начала я более подробно изучила «Руководство для учителя» и тот материал, который был предоставлен нам на первом этапе обучения. Данная литература очень помогла мне при дальнейшем планировании серии уроков. Также для пополнения теоретических знаний использовала материалы Интернета. В большинстве случаев я опиралась именно на «Руководство для учителя», в котором подробно расписана программа обучения. Базовый материал дифференцирован на семь модулей. Однако идеи, приведенные в данных модулях, взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии и подходы.

Программа состоит из следующих модулей:

1.Новые подходы в преподавании и обучении.

2. Обучение критическому мышлению

3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

4.Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании.

5. Обучение талантливых и одаренных детей

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

7. Управление и лидерство в обучении. («Руководство для учителя», стр.126)

Мною была запланирована серия уроков по интеграции семи модулей программы в преподавание. Для серии уроков я выбрала следующие темы по истории Казахстана в 6 классе: «Центральный Казахстан в раннем железном веке», «Северный Казахстан в раннем железном веке», «Восточный Казахстан в раннем железном веке», «Обычаи и верования кочевников».

При планировании я постаралась, чтобы все модули прослеживались в моих уроках. Для начала я решила поработать над созданием в классе благоприятной атмосферы на уроке, способствующей плодотворной работе и сплочению коллектива, так как очень важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, могли полностью раскрыться и показать свои возможности и способности. На уроках мною были использованы психологические тренинги «Построй башню», «Я хочу познакомить вас…», «Вавилонская башня», которые относятся к первому модулю «Новые подходы в преподавании и обучении». При проведении тренинга «Я хочу познакомить вас.», учащиеся должны были разбиться на пары и за определенное время узнать о своем напарнике какие-то новые сведения. Затем каждый из пары представляет другого остальным и рассказывает о нем как можно больше новых сведений, которые еще не известны другим. Это упражнение показало, что ребята комфортно чувствуют себя в коллективе, хорошо знают друг друга и в классе сложились доброжелательные отношения. Благодаря тренингам, учащиеся учились невербальному общению, умению координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Эти упражнения способствовали сплочению детей и настраивали их на дальнейшую плодотворную работу в группах. В этих же тренингах прослеживается применение седьмого модуля «Управление и лидерство», так как многие упражнения направлены на развитие лидерских и креативных способностей участников. Например, при проведении упражнения «Построй башню» ребятам необходимо было только используя листы А4 построить башню, чтобы она была высокой и устойчивой. Здесь сразу же проявились ребята, которые всегда брали на себя главную роль и ответственность. Это Валерия, Кирилл, Джамиля, Кристина. Именно они затем являлись лидерами при работе в группах.

На всех уроках я использовала приемы развития критического мышления. Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания. Навыки критического мышления могут быть описаны, как наблюдение, анализ, вывод, интерпретация. («Руководство для учителя», стр. 165-166) Эффективно происходит развитие критического мышления через диалог, так как диалог способствует развитию высокого уровня мышления, интеллектуальному развитию через вовлечение учителей и учеников в совместные действия по постижению смысла и знаний («Руководство для учителя», стр. 166-167) Поэтому этот модуль тесно связан с диалогическим обучением.

Уроки я разбила на три основных этапа: стадия «вызова», стадия «осмысления», стадия «рефлексии». На стадии «вызова» т.е. при актуализации знаний учащихся применяла прием «Корзина идей», «мозговой штурм», составление кластера. Я увидела, что эти приемы помогают учащимся вспомнить уже пройденный материал, выдвинуть какие-то свои идеи и предположения, настроиться на изучение новой темы. Также отметила, что активизировались более слабые учащиеся. Они уже не боялись высказываться, так как видели, что все могут говорить, то, что думают. Хотя, в большинстве случаев все-таки более активно работали сильные ученики. Мне кажется, нужно как-то продумать данный этап так, чтобы задействовать наибольшее количество учеников. Например, поставить условие, что должны высказаться все, но при этом не повторяться.

На стадии «осмысления» использовала в основном работу в группах. Например, при изучении темы «Центральный Казахстан в раннем железном веке» класс был разбит на 5 групп. В группах каждый ученик получил определенную роль и задание: географ – изучить географическое расположение региона; социолог – изучить население региона и т.д. Таким образом, я хотела задействовать всех учащихся, развивать навыки самостоятельной работы с текстом. Затем учащиеся в группе должны были обобщить все полученные данные и представить материал в общей схеме или таблице. Такая работа позволяет ученикам развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал, выделять главное, кратко и лаконично высказывать и записывать свои мысли. Также при выполнении данной работы ученики учатся рассуждать и обсуждать, происходит диалоговое обучение и взаимообучение, так как каждый участник группы должен был рассказать другим свой изученный блок темы. Работа в большинстве групп получилась. Ребята активно были вовлечены в процесс поиска информации, обсуждали полученные результаты, спорили. Но были и такие группы, где ребята не смогли работать в команде. Например, в одной группе Женя взяла на себя все обязанности, сама начала выполнять работу и не стала вовлекать в работу других. Остальным пришлось также работать индивидуально, и в итоге группа не пришла к единому результату. Думаю, в таких случаях необходимо самой контролировать деятельность в этих группах.

На стадии рефлексии часто использовала прием составления синквейна. Такая работа помогает обобщить все полученные данные и представить их кратко в пяти строках. То есть учащиеся учатся находить и выделять главное, подбирать наиболее подходящие слова и выражения, в которых отражена основная мысль темы. Я заметила, что даже слабые учащиеся, которые сначала отрицательно отнеслись к данному виду работы, в последующем уже более активно составляли синквейны, листали учебники, чтобы подобрать нужные слова. Например, Влад написал такой синквейн после изучения темы «Северный Казахстан»:

Северный Казахстан

суровый, большой

разводили, кормили, пасли

часто погибал от голода скот

Север!

Мои ученики привыкли к тому, что в большинстве случаев их оценивает учитель, поэтому я старалась в свои уроки внедрять модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения», и таким образом развивать у них навыки самооценивания и взаимооценивания. Для этого на каждый урок мной были разработаны листы оценивания в группе, где каждый ученик должен был сначала оценить сам свою работу в группе, затем лидер группы оценивал работу каждого участника группы. В итоге я тоже ставила свою оценку по своим наблюдениям за работой группы и выводила общую оценку за урок. Такие задания способствовали развитию у учащихся ответственности за свое обучение, способствовали формированию объективной самооценки и оценки одноклассников, так как в конце урока оценки обязательно комментировались учителем. На первых уроках самооценивание и взаимооценивание не получалось. Ученики необъективно ставили себе оценки, завышали оценки друг другу или наоборот занижали. В основном руководствовались своими симпатиями и антипатиями. На рефлексии писали, что трудно оценивать самого себя. Но я старалась в конце каждого урока обязательно проводить анализ выставленных оценок, учащимся нужно было прокомментировать, почему они поставили именно такую оценку. В большинстве случаев это было трудно. Поэтому на следующих уроках ребята уже думали, прежде чем выставить ту или иную оценку, старались, чтобы их оценка совпала с той, которую выставляла я. Таким образом, к концу практики ученики стали объективны в оценивании, им такая работа очень понравилась. В дальнейшем планирую применять взаимооценивание и в других классах.

Также пробовала применять критериальное оценивание. Согласно «Руководству для учителя» если просто осведомить ребенка о том, что он достиг определенного уровня, это не поможет ему понять, что делать, чтобы достигнуть лучшего результата. В то время как, если вместе с ребенком проанализировать, что в его работе привело к такому результату и объяснить критерии оценивания, это позволит ему понять, что делать дальше для улучшения этого результата («Руководство для учителя», стр. 175). Поэтому важно, чтобы учащиеся конкретно знали, что должны делать, чтобы получить на уроке ту или иную оценку. И могли распределять свои возможности в течение урока. На одном из уроков по теме «Восточный Казахстан в раннем железном веке» я сама разработала критерии оценивания, так как мои учащиеся еще не знали, как это делается и не имели навыков такой работы. Но в последующем я планирую разрабатывать критерии совместно с учащимися, так как это будет более эффективно. Так как ребята имели перед собой критерии оценивания на уроке, то смогли быстро определить для себя, что будут делать сегодня на уроке, что будут узнавать, чему учиться. Это сразу настроило ребят на урок, они видели перед собой конкретный результат своей работы.

На уроках я старалась особое внимание уделить обучению талантливых и одаренных детей. Учащиеся делились на группы с учетом учебных способностей. В каждой группе находились ребята с разными способностями. Это делалось с целью активизации работы как способных учащихся, так и слабых. Например, на разных уроках и на разных этапах урока учащиеся получали различные задания. То есть более способные ученики могли выступать как в роли учителя на уроке, обучая других, так и в роли слушателя. Например, при проведении упражнения «автобусная остановка» после изучения темы, более способным учащимся было предложено задание перейти в другие группы и объяснить им свой блок темы. Таким образом, учащиеся чувствовали свою значимость и ответственность, получили мотивацию для изучения темы. Также при помощи метода «автобусной остановки» я хотела развивать навыки диалога в классе. Потому что столкнулась с проблемой того, что дети мало разговаривают, не умеют выражать свои мысли и боятся выступать перед аудиторией. Не сразу, но все-таки учащиеся начали больше говорить друг с другом, старались высказываться. В дальнейшем планирую дать такое задание для более слабых учащихся, понаблюдаю, как они смогут справиться с ролью «учителя». При изучении темы «Восточный Казахстан в раннем железном веке» учащимся были предложены разноуровневые задания по таксономии Блума. Здесь ученики должны были за определенное время, используя материал учебника, решить данные задания. То есть одаренные дети могли проявить свои способности и выполнить все шесть уровней. Данный вид работы получился, так как я уже до этого применяла на своих уроках разноуровневые задания. Поэтому большая часть учащихся справилась с четырьмя уровнями. Ученики с низкими учебными способностями справились с первым, вторым и частью третьего уровня. А более сильные смогли начать выполнять шестой уровень заданий. Между сильными учащимися даже возникло что-то вроде соревнований, кто быстрее сделает тот или иной уровень.

По внедрению модуля «Использование ИКТ» у меня возникли некоторые трудности, связанные с тем, что мой кабинет не оборудован интерактивным оборудованием. До этого, если мне необходима была интерактивная доска, мне приходилось переходить в другой кабинет, что было не совсем удобным. Также в другом кабинете нет возможности организовать работу учащихся по группам. Поэтому мною были разработаны разноуровневые задания, где в качестве третьего уровня учащиеся должны были дома, используя Интернет, подобрать материал по пройденной на уроке теме или составить презентацию. На следующий день многие ребята пришли с дополнительной информацией, а Джамиля, Кирилл, Ангелина подготовили презентации. То есть данный вид работы им очень понравился, в рефлексии писали, что интересно было искать в Интернете, выбирать, что подойдет к теме, а что нет. Конечно же, такое использование ИКТ не является наиболее эффективным. Но все-таки мне удалось с помощью компьютерных технологий заинтересовать учащихся, повысить их активность при изучении темы.

В результате проделанной работы я могу сделать следующие выводы. Данная программа действительно результативна, потому что даже за довольно короткий период показала свои результаты. В деятельности моих учеников произошли некоторые изменения. Активизировалась деятельность учащихся с разными учебными способностями. Так как все семь модулей дают возможность для развития каждого ребенка, не зависимо от его достижений. Улучшился психологический климат в классе, учащиеся стали комфортнее чувствовать себя на уроках и таким образом постепенно раскрывали свои способности. Также учащиеся получили возможность размышлять, рассуждать, высказывать свои мысли. Большую часть времени на уроках прослеживалась именно деятельность самих учащихся, а не учителя. По рефлексии, которая проводилась с учащимися после каждого урока, можно увидеть, что ребятам очень понравились разные виды работы: составление кластеров, групповая работа, дискуссии, разноуровневые задания и т.д.

Но можно выделить и ряд проблем, над которыми буду работать в дальнейшем. Например, при работе в группах нужно четко распределять обязанности между учащимися, чтобы все участвовали в работе, четко определять правила работы в группе. При оценивании планирую разрабатывать критерии вместе с учащимися, так они сами будут конкретно знать, что должны знать и уметь, чтобы получить хорошую оценку. Одной из проблем была нехватка времени на уроке. Не успевали выполнить все запланированное. Надо учиться самой и учить учащихся четко контролировать время. Отмечу, что семь модулей изменили мой взгляд на преподавание. Теперь на своих уроках я обязательно продолжу начатую работу, буду применять данные технологии, буду строить уроки на принципах сотрудничества с учениками.

Моя работа во время прохождения практики помогла мне скорректировать свои дальнейшие действия по обучению детей. Это можно представить в виде плана дальнейшей работы:

  1. Продолжить применять психологические тренинги и упражнения для создания атмосферы сотрудничества на уроках.
  2. Использовать приемы развития критического мышления в системе.
  3. На уроках применять такие формы организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
  4. Использовать диалоговое обучение, взаимообучение как один из эффективных способов обучения учащихся.
  5. Постепенно внедрять в процесс обучения критериальное оценивание. Критерии разрабатывать совместно с учащимися.
  6. На уроках использовать самооценивание и взаимооценивание.
  7. Создать на уроках условия для развития одаренных и талантливых детей. Также уделять особое внимание учащимся с низкими учебными способностями.
  8. По возможности применять информационно-коммуникационные технологии в преподавании.

Список литературы:

  1. Задания для выполнения в школе в период дистанционного обучения
  2. Руководство для учителя
25.06.2016 14:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП