СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема занятия: Постановка звука [Р].
Цель занятия: учить ребёнка правильно произносить звук [Р] с использованием механической помощи.
Задачи.
Образовательные:
- формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука [Р];
- формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.
Коррекционные:
- развитие артикуляционной моторики;
- тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;
- учить выделять звук [Р] среди других звуков;
- учить определять место звука в слове;
- формировать сильную, длительную воздушную струю;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;
- повышать самооценку ребенка.
Оборудование: зеркало, зонд, индивидуальный зонд, вата, картинки-символы, профиль звука, тетрадь для индивидуальных занятий, карточки со слоговыми цепочками.
Речевой материал: слоги, слова со звуком [Р], предметные картинки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Здравствуй, Тимур! Вспомним наше правило.
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
2.Сообщение темы и цели занятия
-Тимур, сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Выполним несколько заданий.
3. Развитие фонематических представлений
- Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].
4. Развитие фонематического анализа.
-Игра «Светофор»
- Определи место звука [Р] в слове и положи фишку на соответствующий цвет. Если звук [Р] услышишь в начале слова, то положи фишку на зеленый цвет, если в середине – на желтый и если в конце слова – то на красный цвет.
- Ракета, комар, рыба, марка, тигр, рука, кран, рога, зефир, горка, гром, ручка.
- Молодец, Тимур! С заданием справилась.
5. Развитие фонематического слуха.
- Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р].
- а; и; у; р; с; и; а; р; м; н; дь; г; р; ж; вь; т.
- Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах.
- са-ра-на-вы-ры-два-дра-мы-ур-по-ло-ры-лу.
-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах.
- грузовик, тигр, автобус, вертолет, ракета, такси, зебра, лиса, забор, рысь, волк.
- Все выполнил верно.
6. Артикуляционная гимнастика.
-Тимур, чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.
- Инструкция: Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения.
- «Лопатка»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
- «Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».
- «Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
-«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка « погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).
- «Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
- «Грибок»
Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.
- «Гармошка»
Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.
-«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.
-«Барабанщики»
Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Т-Т-Т-Т-Т-Т» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
- «Дятел»
Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
- «Моторчик»
Поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др…
- Дыхательная гимнастика
- «Подуть на снежинки» (используем вату)
- «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох
7. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.
- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!
- Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.
- Какое положение принимают губы?
- Губы открыты.
- А зубы?
- Зубы разомкнуты, не соприкасаются.
- Как работает кончик языка?
- Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует.
- Где проходит воздушная струя?
- Воздушная струя идет по середине языка.
- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту?
- Да.
- Значит, какой это звук?
- Согласный.
- Глухой или звонкий?
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь?
- Я чувствую дрожание, значит звук – звонкий.
- Какой этот звук еще может быть?
- Твердый или мягкий.
8. Постановка звука [Р]механическим способом от сохраненной фонемы [Д].
-Послушай, как взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо -д-д-д-д. - Произнеси быстро длинный ряд ДДДД.
- А теперь с акцентом Ддддд, Ддддд
(В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону. Получается рокот, характерный для произношения звука «Р»).
Замечательно получилось!
9.Закрепление звука [Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР
- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы
(применение зонда)
11.Итог занятия
- Чему мы сегодня учились на занятии?
- Сегодня мы учились произносить звук [Р].
-Что происходит с губами, зубами, языком?
- Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят.
-Дай характеристику этому звуку.
- Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким.
12. Рефлексия.
- Тимур, ты сегодня был очень внимательным, хорошо работал, у тебя получались все упражнения. Ты выполнил все задания! Молодец! Спасибо тебе за занятие. Занятие окончено.
13. Домашнее задание.
- Дома повторяй гимнастику для язычка перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью зондозаменителя
© 2023, Градников Евгений Эдуардович 278