СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отличительные особенности физкультурных минуток и физкультурных пауз при использовании с детьми дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физкультминутка

Физкультминутка – кратковременные физические упражнения – проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развития речи, рисование, математики и др.). Длительность физкультминуток 1,5-2 мин.

Физкультминутка способствует смене позы и характера дея­тельности путем двигательной активности. Она снимает утомление, восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.

Нередко ребенок проявляет на занятиях «двигательное беспокойство». Он стремится изменить позу, у него падает внимание, он отвлекается. Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин (С.М. Громбах).

Валентина Николаевна Шебеко в учебном пособии указывает на то, что утомление детей наступает обычно на 10-12 минутах. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности.

Основные требования к проведению физкультминуток:

— проводится на начальном этапе утомления (8-10-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

— упражнения подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные;

— упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

— упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

— отдается предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;

— комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;

— необходимо обеспечить разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.

  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
  • комплекс физкультминутки обычно состоит из 2—4 упраж­нений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающие упражнений, подвижной игры, дидактичес­кой игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно подбирать 3-4 уп­ражнения, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены структурные части.

Кратко: 3-4 хорошо известных ОРУ

Подвижные игры:

- подбираются игры средней подвижности, не требующие боль­шого пространства,

- хорошо знакомыми детям правилами.

- должны сочетаться с содержанием занятия, т. к. могут быть проведены в любой его части в любое, по усмотрению воспитателя, время.

Например, на занятиях по ознакомлению с содружест­вом независимых государств (СНГ) можно включить наро­дные игры: "Дятел", "Ночной сторож" (украинские); "Сто­рож" (грузинская); "Канатоходец" (узбекская), "Возьми яб­локо" (туркменская).

На занятиях по ознакомлению с животным миром интересны игры "Мышеловка", "Заинька", при ознаком­лении с трудом взрослых — такие игры как белорусская "Ленок" и др.

При ознакомлении с природой уместны в качестве физ­культминуток игры "Огородник", "Березка", "В зоопарке".

Дидактические игры с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в занятия по озна­комлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике. Например, игры: "К Названному дереву беги", "Найди дерево по семенам", "Вершки и корешки", "Где мы были мы не скажем, а что делали покажем", "Стоп! Палоч­ка, остановись", "Живое домино", "Зажги фонарик", "Раз­ноцветные обручи", "Подбери себе товарища".

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятий под музыкальное сопровождение (звукозапись, пение воспитателя или под песню самих детей).

Под классическую мелодию дети могут произвольно изображать танец падающих листьев ("Осень в лесу"), птиц ("Танец аистов"), животных (танцуют лягушки, комарики и т. д.). Такие задания выступают двигательным компо­нентом общего содержания занятия.

Танцевальные движения под музыку на занятии созда­ют у детей хорошее настроение, развивают творческие спо­собности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные, лирические.

физкультминутки под стихотворные тексты в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе их к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

— стихотворный текст должен быть высокохудожес­твенным. Могут быть использованы стихи известных поэ­тов, потешки, загадки, считалки;

— преимущество следует отдать стихам с четким рит­мом, т.к. они дают возможность использования разнооб­разных движений;

— содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей. Например, сти­хотворный текст на звукосочетание (ча-ча-ча — печка стала горяча, са-са-са — в лесу бегала лиса и т. д.) больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи,

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ЗАДАНИЯ. сочетающиеся с содержанием занятия. Так, отгадывать загадки, например, ребята могут не словами, а движениями изобразить зайчика, медведя, лягушку, елку, гриб и т. д. Ценность таких отгадок в том, что ребенок ищет образ отгадки в движении, что заставляет его более ак­тивно вспомнить, думать, находить наиболее вырази­тельные движения.

Можно использовать различные имитационные движе­ния: изображение спортсменов (лыжник, конькобежец, бок­сер, гимнаст), отдельные трудовые действия (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине), повадки животных (лиса крадется, заяц прыгает).

На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, дать им возможность встать, пройти по группе.

Целесообразно строить отдельные занятия полностью на движениях. На занятии по математике дети могут решать задачи на ориентирование в пространстве, знакомиться с геометри­ческими формами не за столами, а через двигательные задания в пространстве. Они могут играть в мяч, считав количество бросков; играть в подвижные игры типа "Най­ди свой дом" (домиком может быть числовая или геомет­рическая фигура), а дидактические игры с движениями типа "Два бассейна", "Найди столько, сколько" и т. д. 3 занятия проводятся не за столами, а в свободной части комнаты.

Особо заслуживает внимания вопрос о физкультминут­ках на занятиях по изобразительной деятельности. Спе­циальными исследованиями было установлено, что целесо­образнее всего их проводить перед занятиями. Например, младшим дошкольникам перед рисованием осенних листьев раздаются осенние листочки, дети кружатся с ними, подбрасывают их. Затем несколько листочков воспитатель прикладывает на мольберт и предлагает нарисовать их. Таким же образом дети действуют с другими предметами, которые будут рисовать: подбрасывают шарики, марширу­ют с флажками, играют с клубком ниток.

Непосредственно на занятиях по изобразительной дея­тельности физкультминутки неэффективны, т.к. отвлекают от творческого процесса.

Нужны ли физкультминутки в группах младшего раннего возраста? Общеизвестно положение о наглядно-действенном мышлении детей.

Только через действие, движение ребенок познает пред­меты, объекты, пространство. Движение является его врож­денной потребностью. Включая в работу двигательный анализатор ребенка (наряду со знанием и т. д.), воспитатели обеспечивает более разностороннее ознакомление с признаками предметов. Все это заставляет сделать вывод том, что все занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста лучше всего строить на основе движений. Так, например, дидактические игры с куклами целе­сообразно проводить таким образом, чтобы каждый ребе­нок действовал со своей куклой.

На занятиях по развитию речи следует шире использо­вать имитационные движения, поиски предметов в пространстве, включать в занятия действия с куклами, эле­менты танца.

На физкультминутках можно широко использовать упражне­ния для кисти руки и различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; Сю-Джок.

Физкультурная пауза

Физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение между занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей.

Проводится физкультурная пауза в любом хорошо проветренном помещении — групповая комната, спальня, широкий коридор — во время перерыва между занятиями и составляет не более 10 мин.

Она может состоять из трех-четырех игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Удочка», «Бой петухов», «Перетягивание каната», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи, обручи, ракетки).

Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10 — 12 мин), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

Игровые упражнения должны предоставлять возможность де­тям в любой момент войти в игру и выйти из нее.

Не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить.

В конце двигательной паузы можно предложить детям различ­ные дыхательные упражнения.

19.03.2023 15:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП