СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Параметры оценивания результативности деятельности обучающихся в дод

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщив изложенные в педагогической литературе подходы к определению критериев к оцениванию результативности деятельности обучающихся в дополнительном образовании детей, можно выделить три наиболее существенных параметра.

1. Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.

Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.

Оценить уровень усвоения содержания образовательной программы можно по следующим показателям:

  • степень усвоения содержания;
  • степень применения знаний на практике;
  • умение анализировать;
  • характер участия в образовательном процессе;
  • качество детских творческих «продуктов»;
  • стабильность практических достижений обучающихся.

2. Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области.

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.

Показателями устойчивости интереса к деятельности и коллективу можно считать:

  • текущая и перспективная сохранность контингента, наполняемость объединения;
  • положительные мотивы посещения занятий;
  • осознание обучающимися социальной значимости и полезности предмета (деятельности и коллектива) для себя;
  • оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике;
  • наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.

3. Личностные достижения обучающихся.

Диагностика личностных достижений обучающихся – наиболее трудный аспект оценивания.

Критериями данного параметра могут стать:

Направленность динамики личностных изменений.

Здесь показателями являются:

  • характер изменения личностных качеств;
  • направленность позиции ребенка в жизни и деятельности;
  • адекватность мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.

Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности).

Уровень воспитательных воздействий проявляется через показатели:

  • характер отношений между педагогом и ребенком, между членами детского коллектива, микроклимат в группе;
  • характер ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом,
  • культура поведения обучающегося;
  • адекватность поведения, выбора обучающимися позиций в отношениях и решений в различных ситуациях;
  • освоение обучающимися культурных ценностей.

Творческая активность и самостоятельность обучающихся.

Показатели степени творческой активности:

  • владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности;
  • настроение и позиция ребенка в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность);
  • эмоциональный комфорт (или дискомфорт) в творческой работе;
  • способы выражения собственного мнения, точки зрения;
  • количество и качество выдвигаемых идей, замыслов, нестандартных вариантов решений;
  • желание освоить материал сверх программы или сверх временных границ курса обучения;
  • степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;
  • динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом;
  • разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности,
  • удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере приравнивать к качеству творческих достижений обучающихся. Поскольку диагностирование творчества крайне затруднительно и имеет явный субъективный оттенок, то речь идет, прежде всего, о выявлении позиции, отношения, желания ребенка в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.

Специфика оценивания результатов деятельности обучающихся в дополнительном образовании детей заключается в том, что она ориентирована не только на результат, но и на процесс этой деятельности, на её цели, способы, средства, условия и включает не только оценку педагога, но и самооценку обучающегося.

В учреждениях дополнительного образования выделяют две основные группы диагностических методик, используемых для оценивания деятельности обучающихся – количественные методы и методы экспертной оценки, где оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ребенку систему критериев.

22.04.2021 18:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП