СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину: « В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло,зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь». В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы стоит наиболее остро. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин сказал, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Возрождение России, воспитание активной, творческой, самостоятельно мыслящей личности невозможно без воспитания гражданственности, стержнем которой является патриотизм. Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:
В век бесконечного притворства,
И криводушия, и лжи,
Отчизна наша – светлый остров,
Где труд и праздник – для души.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. Для себя определила, что должна уметь говорить на языке ценностей - воодушевленно, безоценочно, позитивно. Я поняла, что нельзя проецировать свои индивидуальные чаяния, неудовлетворенность, интересы, моральные предпочтения. Моя задача - передавать общественно значимые моральные установки, а не собственную систему моральных ценностей. Работая в данном направлении, перед собой ставлю цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели, решаю следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыки устной, письменной и ораторской речи.
«Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. Пример яркой жизни, подвига во имя счастья человечества – это свет, озаряющий жизнь ребенка. С этой точки зрения трудно переоценить значение художественной литературы и ее преподавание. Когда от произведения к произведению учитель имеет возможность показать учащимся, что героическое – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое, воспитывается не только окружающими, но и самой личностью. Учитывая огромные возможности художественной литературы, учитель-словесник может вовлечь учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя. Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение. Как показывает реальная практика, в школе удержать подростка можно не уроком, а отношением к нему, особой атмосферой, укладом жизни в школе. Вот как отвечает на вопрос об идеальном учителе ученица : «На мой взгляд, хороший учитель – это не только тот, кто умеет вести урок и знает материал. Это еще и увлеченный воспитатель, способный организовать нас после занятий, научить чему-то доброму и полезному в жизни». Живой душевный опыт у детей незначителен. А ведь «душа обязана трудиться – и день и ночь, и день и ночь…». Душа и разум человека должны быть в гармонии. Только немногие люди могут противостоять безнравственности. Остальные находятся в плену у всевозможных страстей. Пути решения проблем нравственно — патриотического воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время. Могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги. Свою задачу в качестве учителя и классного руководителя вижу в том, чтобы воспитать достойных граждан своего общества, своей страны. Учить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, свою малую Родину, народ, живущий в ней. Согласна с мнением В.Даля «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Я родилась и выросла в СССР, с детства привиты основы морали, нравственности. Мне присущи такие качества характера, как ответственность за людей и поступки, сопереживание и взаимопомощь, честность, дисциплинированность, чувство гордости за Родину. Считаю, что такими качествами должен обладать каждый человек.
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Я всегда говорю своим ученикам: «Не пытайся изменить мир – попробуй изменить себя». Если каждый из нас осознает, что он живет в большой, красивой и многонациональной стране Россия, станет развивать чувство любви к Родине, будет беречь место и природу, где он живет, развивать в себе порядочность, нравственность, чувство долга, культуру общения, как интересно и легко мы будем жить. Воспитательная работа разбита на блоки, где внимание уделяю не только нравственно — патриотическому направлению, но и трудовому, экологическому, здоровьесберегающему воспитанию.
1 блок – «Ученик – патриот и гражданин ».
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам (Дню Защитника Отечества, Дню Победы). Провожу классные часы «Родина моя», «Минин и Пожарский – патриоты Земли Русской», «Отечества верные сыны», «Я гражданин и патриот своей страны», «Мои права и обязанности».
2 блок – «Ученик и его нравственность».
С классом провожу акции доброты и милосердия: «Если не я, то кто?», «Помоги ближнему»; беседы «Семья – всему начало», «Конфликтное и бесконфликтное поведение» и т. д.
3 блок – «Будущее в наших руках».
Участвуем в социально значимых делах школы: экологических акциях «Школа – наш дом», «Сделаем наш поселок чище». Провожу классные часы «Экология помещений», «Лес – легкие страны». Участвуем в субботниках. Провожу родительские собрания «Физиологические и психологические особенности подростка», «Поощрение и наказание в семье».
4 блок – «Ученик и его здоровье».
Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мои ребята участвуют во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся в школе и в районе. Провожу классные часы «Мальчик, юноша, мужчина», «Спорт против наркотиков», «СПИД – чума 21 века». Участвуем в конкурсе «А ну-ка, мальчики!». Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.
5 блок – «Быть полезными».
Организую классные часы «В человеке должно быть все прекрасно», «Твое хобби». Ведется серьезная профессиональная подготовка детей. Часть учащихся занимается в кружках по интересам, в музыкальной школе. Организовано дежурство по кабинетам, проводим генеральные уборки класса. Участвуем в благоустройстве территории школы, в работе учебно-опытного пришкольного участка.
6 блок – «Наше творчество». Стараюсь, чтобы каждый воспитанник проявил свое творчество.
Провожу классные часы «Учись учиться», «Что важнее – образование или воспитание?». Ученики участвуют в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Провожу индивидуальную работу с учащимися с целью коррекции успеваемости, учет успеваемости, изучаю интеллектуальные возможности совместно с учителями- предметниками. Участвуем в конкурсах «Международный день Земли», «День птиц», «Белая береза». Через уроки и мероприятия я стараюсь привить детям чувство любви к людям, родному селу, России, воспитать бережное отношение к природе своего края, своему здоровью, быть толерантными друг к другу и в целом быть высоконравственными людьми, патриотами своей страны. Много внимания уделяем исследовательской работе: собираем материал об известных людях нашего села, знакомимся с его историческим прошлым. Тема войны занимает в исследовательской работе особое место: это материал об участниках Великой Отечественной войны, о военном прошлом села и района. Проводим экскурсии, накапливаем литературный материал по данной теме. Итогом работы является создание презентаций,написание сочинений, исследовательских работ, многие из которых заняли в районе и области призовые места. Процесс становления человека как патриота, долгий и комплексный. Я это прекрасно понимаю и не жду от своих учеников, что после моего очередного мероприятия или беседы они сразу же изменятся и приобретут качества патриота. Это кропотливый труд учителя «сеять зерно вечного, разумного, доброго … », которое даст через определенное время ожидаемые ростки.
© 2020, Сапронова Наталья Алексеевна 103