СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогический проект «Мы артисты» в средней группе.
Тип проекта: творческо-игровой
Продолжительность: среднесрочный
Заявитель: воспитатели, дети средней группы «Гномики», родители
Проблема:
Овладение родным языком является одним из важных приобретений
ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. У моих воспитанников есть значительные речевые нарушения, из-за этого дети немного скованы, стеснительны, поэтому решить ее можно в процессе театрализованной деятельности.
Актуальность проекта:
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - всё это помогает осуществить театр. Одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей. Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком способствует овладению им.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, пришла к выводу, что помочь в этом может театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, можем многому научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. Театрализованная игра способствует усвоению элементов речевого общения, таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса, поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Исходя из выше изложенного, определила цель своей работы: развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через творческую активность.
Цель проекта: развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через творческую активность. Создание оптимальных условий для развития диалогической речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.
Задачи проекта: 1.Пробудить интерес детей к театру. 2.Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса). 3.Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение. 4. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Ожидаемые результаты.
Для детей: Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать характерные черты героя.
Для родителей: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.), развитие партнёрских отношений с семьёй.
Этапы реализации проекта.
I этап: Подготовительный
-подбор игр и игровых упражнений, стихов-диалогов;
-подбор наглядно-дидактического материала;
- разработка консультаций для родителей;
-изготовление атрибутов для театра, настольного театра;
II этап. Основной.
1. Игровые упражнения: «Найди друга»,«Рукавички», «Рычи, лев, рычи», «Поварята», «Передай улыбку другу», «Комплименты».
-Упражнения: для рук – «Звонкие ладошки», «Ловлю комариков», «Тарелки», «Плавные руки».
-Упражнения на развитие пластической выразительности при создании образа – «Пройди по камушкам через ручей», «Подкрадись к спящему зверю (зайцу, медведю, волку)».
-Упражнения на развитие выразительной мимики – «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Мне грустно», «Удивились», «Мне грустно», «Я чищу зубы».
-«Расскажи стихи руками» - «Ученые мартышки», «Смелый капитан», «Мы – шоферы», «Любимые куклы», «Мамины помощники», «Вкусный арбуз», «Веселый оркестр», «Рыбка плавала в пруду».
-Игры на пластику (ритмические упражнения) – «Я на скрипочке играю», «Шла коза по лесу», «Как у наших у ворот».
2. Этюды: «Кошка», «Жадный пес», «Умываемся», «Самолет», «Мишка косолапый», «Лошадки».
3.Беседы: «Как мы ходили в театр», «Кто работает в театре?».
4.Рассказ воспитателя «Что такое театр и кто в нем работает».
5.Чтение сказок. Слушание аудиосказок
6. Рассматривание альбомов и иллюстраций к сказкам.
7.Дидактические игры: «Угадай сказку по предмету», «Кого не хватает?», «Какие сказки перепутались?», «Собери сказку по порядку», «Узнай по контуру»
8.Продуктивная деятельность «Билеты для театра».
Ручной труд «Медвежата», «Маски зверей». (конструирование из бумаги)
9.Строительная игра «Театр для кукол».
10.Показ сценки «Козленок Ру-ду-ду» на празднике «Мамин день»
11.Показ настольного театра по сказкам «Лиса и заяц», «Под грибком» В.Сутеева, «Красная Шапочка Ш.Перро.
12.Сюжетно-ролевая игра «Театр»
13.Выставка книг «Много сказок есть на свете»
14. Посещение кукольных театров (театры – профессионалы)
15.Консультации для родителей «Домашний театр своими руками», «Как провести с ребенком интересно выходной день», «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности»;
III этап. .
Продукты проекта.
Театрализованная деятельность по сказке В. Сутеева «Кто сказал Мяу?»
Итоги проекта.
Разработанный проект с детьми средней группы и их родителями в рамках темы самообразования успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта по развитию диалогической речи посредством театрализованной деятельности.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в создание выставки рисунков «Моя любимая сказка» (совместная деятельность родителей с детьми); приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей,
© 2021, Хованских Татьяна Николаевна 177