СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический рисунок. Техники и приемы работы различными изобразительными материалами

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикациях B.C. Кузина, H.H. Ростовцева, А.Е. Терентьева, Г.И. Орловского, Е.П. Титова, Н.И. Ткаченко акцентируется внимание на методической сути термина «педагогический рисунок»: процессе и результате этих действий. Представленные авторы определений придерживаются только одного из предложенных значений. Анализ показал, что педагогический рисунок можно определить как процесс и результат создания изображения педагогом непосредственно в присутствии учащихся, направленный на понимание содержания учебного материала.

Разновидностью педагогического рисования являются пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, также лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнения устного объяснения.

Эти рисунки можно разделить на два основных вида по методам их использования:

1 Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2 Небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листочках бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Педагогические рисунки могут выполнять следующие функции:

а) иллюстрирование устного объяснения учителем в ходе занятий;

б) демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

в) показ одной из стадий выполнения рисунка;

г) разъяснение сущности строения изображаемых объектов;

д) показ принципов композиционного решения рисунков;

е) демонстрация технических приемов работы различными материалами;

ж) наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач, связанных с темой занятий;

з) объяснение особенностей выполнения рисунков на ту или

иную конкретную тему.

Возможны и другие случаи применения педагогических рисунков в ходе практических занятий по изобразительному искусству

Пояснительные рисунки выполняются в течение очень непродолжительного времени и различаются по технике выполнения, при-меняемым при этом материалам.

Это объясняется задачами и условиями работы учителя. На классной доске, выполняя те или иные изображения, обычно пользуются только линией или коротким штрихом, используя раз-личные материалы: уголь, сангина, соус, пастель, мел, что позволяет работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой. В работе учителя изобразительного искусства желательно также чаще использовать быстрые наброски, выполняемые кистью с помощью туши, акварели или гуаши, без предварительной наметки контуров будущего изображения. В таких набросках активно действуют два основных элемента: красочное пятно и фон, благодаря чему хорошо читается силуэт предмета. Большинство технических приемов представлено в данных рекомендациях.

Понятия «живопись на классной доске» в образовательной системе не существует. Цветной мел, которым иногда пользуются учителя, из-за слабой насыщенности цвета для показа живописных изображений не годится.

Традиционная классная доска лишает возможности учителя показывать приемы работы с красками, в отдельных случаях это проводится либо на листе ватмана, закрепленного на доске, либо непосредственно на альбомном листе ученика.

В системе художественного образования давно известна белая доска, которая, к великому сожалению, на практике используется редко. Рисунки на белой доске, выполненны не гуашью, очень эффектны и позволяют выполнять различные упражнения, о которых невозможно говорить, не подкрепив это показом. При свободном, широком нанесении красок ученик быстрее воспитывает и организует руку, де-лает пальцы и кисть чуткими ко всяким движениям. Хорошо промешанная, до густоты сметаны, гуашевая краска не скатывается с шероховатой поверхности белой стеклянной доски. Щетинной кистью краска великолепно кладется на плоскость стекла и достаточно легко смывается. Разумеется, что таким методом живописи необходимо руководить, следовательно, педагог сам на должном уровне обязан владеть техникой. Необходимо подчеркнуть важность соблюдения методической последовательности выполнения педагогических рисунков. За действиями учителя пристально наблюдают школьники. Ему нельзя работать бессистемно, не считаясь с принятыми в методике художественного образования принципами последовательного выполнения рисунков: от общего – к частному, от простого – к сложному. Пояснительное, показательное рисование, проводимое учителем, оказывает активное обучающее и воспитывающее воздействие на школьников, и осуществлять такое рисование следует весьма ответственно, учитывая, что весь процесс работы над рисунком, каждый ее этап являются педагогическими действиями. Можно отметить своеобразную динамичность педагогических рисунков, которая заключается в том, что в течение очень непродолжительного времени учитель постепенно создает рисунок в присутствии учащихся, которые видят процесс рисования в динамике: от первых штрихов до последних. Простота и лаконичность изобразительных средств, заостренно-образная передача характерных черт изображаемого объекта облегчают и ускоряют процесс восприятия рисунка школьниками и тем самым усиливают обучающий эффект педагогического рисования. При пояснении и выполнении педагогических рисунков необходимо учитывать возраст детей, уровень их развития, интересы, возможности. Учащиеся в силу своего живого интереса внимательно наблюдают за происходящим, в результате чего формируются собственные зрительные образы и представления. При этом учителю необходимо учитывать следующее обстоятельство: рисунок должен хорошо читаться, восприниматься зрителями не только вблизи, но и с дальнего расстояния (последние ряды парт в классе). Следовательно, нужно обеспечить четкие очертания изображения, достаточный контраст между отдельными частями рисунка и фоном. Рисунок учителя – авторитетное свидетельство правильности тех методическних положений, которые высказывает учитель в своих устных объяснениях.

Такой рисунок убеждает школьников в пользе и целесообразности учебы, в необходимости овладеть изобразительной грамотой. Педагогическое рисование, умело и интересно осуществляемое учителем, поднимает его авторитет в глазах учеников. Учитель не имеет права рисовать слабо, неуверенно, равнодушно и профессионально неграмотно. Даже талантливо выполненный рисунок на классной доске по сути своей не может стать самостоятельным произведением, удел такого рисунка – сугубо методический. Срок его существования – только один урок, хотя при современных технических возможностях видеоаппаратуры все это можно фиксировать как в итоговом варианте, так и в процессе его создания.

Поэтому учителю изобразительного искусства всегда следует иметь темы домашних заготовок по всем разделам рисования: натурного, тематического, декоративного, при этом всякая тематика уроков должна предполагать максимальное использование доски, с большим количеством зарисовок. Конечно, можно пользоваться и заготовленными таблицами серийного или авторского исполнения, но всегда следует иметь в виду то, что в глазах учеников Вы – художник, способный в любой момент в считанные минуты изобразить практически все. Следовательно, главным, определяющим фактором успеха педагогического показа методов работы над рисунком остается художественное мастерство учителя. Им надо овладеть, его надо постоянно совершенствовать.

15.05.2025 10:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП