СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пятое занятие. «Строковые величины. Обработка строк»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: приобретение навыков составления программ с использованием строковых величин

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:

Учащиеся должны знать:

  • Что такое данные типа STRING;
  • Как описываются строковые данные;
  • Для чего используются строковые данные;
  • Как обозначается элемент строковой переменной;
  • Какой функцией определяется длина строковой переменной;
  • Как склеить две строковые переменные;
  • Как вырезать часть строковой переменной;
  • Как вставить одну строковую переменную в другую;
  • Как удалить часть строковой переменной;
  • Как можно преобразовать числовую переменную в строковую;
  • Как определить входит ли одна строковая переменная в состав другой.

Учащиеся должны уметь:

  • Правильно задавать строковые переменные;
  • Правильно использовать строковые переменные;
  • Правильно использовать процедуры и функции обработки строковых переменных;
  • Вводить строковые переменные;
  • Составлять программы, используя строковые переменные.

План работы учащегося

  1. Внимательно прочитать предложенный материал.
  2. Задать все возникшие вопросы можно по E-mail.
  3. Выполнить максимально возможное количество заданий для самостоятельной работы и отправить их в электронном виде на E-mail.

Основные понятия

Данные типа String или строковые данные (Строка) – это особая форма одномерного массива символов.

Отличие строки от массива в том, что массив имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании.

Строковые данные описываются следующим образом:

Var S: string[n]; SS: string; где

n – число символов в строковой переменной, изменяется от 1 до 255.

Длина описанной переменной S - n+1 байт.

Максимально возможная длина строковой переменной – 255 символов.

S[i] – общий вид элемента строковой переменной

Строка имеет две разновидности длины:

  • общую длину строки (n), которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании.
  • Текущую длину строки (p) (p<=n), которая показывает количество смысловых символов в каждый конкретный момент времени.

Когда в описании длина не указывается, то она по умолчанию берется 255 символов.

Заполняются строковые данные с помощью оператора присваивания (:=) или оператора ввода (read).

Примеры: SS:=’Информатика’; read(s);

Сравнение строковых переменных идет слева направо в соответствии с ASCII кодами символов. При сравнении длин строк используются операции =, >=, <=, <>, <, >. Если длина переменных одинакова – больше то, у которого больше код. Если длины разные – более короткая величина меньше. Считается, что отсутствующие символы в более короткой строке имеют код, меньше кода любого действительного символа. Например, ‘AB’ больше, чем ‘A’.

Строковые переменные можно склеить (знак +), что равноценно дозаписи символов второй переменной к символам первой. Если длина новой строки превысит допустимую (255) длину, то «лишние» символы отбрасываются. Пример, если а:=’К’; b:=’O’;с:= ‘Т’; х:=а+b+с;d:=a+c+b; – то в х поместится 'КОТ', а в d – ‘КТО’

Для обработки строковых переменных имеется набор специальных процедур и функций.

Процедуры обработки строк:

INSERT(S,T,N);

Вставка подстроки (S) в строковую переменную (T) с символа N

DELETE(S,M,N);

Удаление части (N символов) строковой переменной (S), начиная с символа M

STR(V,S);

Преобразование числовой переменной в строковую

VAL(S,V,N);

Преобразование строковой переменной в числовую. S - строка, V - числовая переменная, N - значение первого содержащего ошибку символа.

Функции обработки строковых переменных:

LENGTH(S)

Определение количества символов строковой переменной S

String

Integer

POS(S,T);

Определение первого одинакового левого символа двух строк (строка S и подстрока T)

String, String

Integer

CONCAT(S1,S2,…,SN);

Склеивание строк

String, …, String

String

COPY(S, M, N);

Вырезка подстроки (N символов) начиная с M-го символа из строковой переменной S

String, Integer, Integer

String

ORD(X)

Определение кода символа. X

Char

Integer

CHR(X)

Определение символа по его коду

Integer

Char

SUCC(X)

Нахождение следующего элемента

Integer, Char

Integer, Char

PRED(X)

Нахождение предыдущего элемента

Перечисляемый

Перечисляемый

1.

Пример 1. Вывести на экран каждый символ строки по отдельности:

Program String1;

Var

s: string[20];

i: integer;

Begin

readln(s);

for i:=1 to length(s) do

writeln(s[i]);

End.

Пример 2. Мы вводим две строки и нужно проверить, существует ли в первой введенной строке вторая, и если это верно, то вычислить ее позицию. Для этого мы напишем такую программу:

Program N5;

Var S, S1: String; I: Integer;

begin

Write('Введите 1ю строку: ');

Readln(S);

Write('Введите 2ю строку: ');

Readln(S1);

I := Pos(S1, S);

If I <> 0 then

Write('Такая строка есть! Позиция: ', I)

else Write('Нет такой строки!');

Readln;

End.

Пример 3. Ну а теперь давайте попрактикуемся в преобразовании типов. Для начала примеры простейшего преобразования:

Из строк в числа

var

S: String;

I, Code: Integer;

begin

Write('Введите строку: ');

Readln(S);

Val(S, I, Code);

Writeln('Получилось число: ', I);

Write('Можно даже возвести в квадрат: ', I*I);

Readln;

end.

Из чисел в строки

var

S: String;

I, Code: Integer;

begin

Write('Введите число: ');

Readln(I);

Str(I, S);

Writeln('Получилась строка: ', S);

Write('Можно даже сложит ее с собой: ', S+S);

Readln;

end

Задания для самостоятельной работы

1. Какое значение примет переменная tx после операций tx:= ‘лесник’; delete(tx,4,3);?

2. Дана строка символов. Подсчитать количество запятых в строке.

3. Дана строка символов. Заменить в ней все пробелы знаком подчеркивания ‘_’.

4. Дана строка символов. Содержит ли она подстроку ‘565’?

5. Дана строка символов. Определить, сколько слов начинаются на букву ‘О’.

Категория: Информатика
08.05.2015 21:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП