© 2018, Бурьянова Юлия Евгеньевна 435
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»
Цель проекта: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учеников.
Задачи проекта:
1. Развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.
2.Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
3. Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса;
4. Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности.
5. Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях.
6. Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?
По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, определяющих здоровье человека: физическая подготовленность, двигательная активность (30-40%), генетическая предрасположенность (20-25%), образ жизни (труд, жилье, питание, жилье и др.) (15-25%), медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%). Степень влияния, усиления или снижения их действия различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично.
Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим.
Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, часто создает для них психологические трудности.
Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
Решение проблемы
При проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенка следовало бы научить снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Но, к сожалению не все педагоги обращают внимание на изменение психологического состояния ребенка. А это влечет за собой плачевный результат. Школьник замыкается в себе и перестает выполнять полностью учебную программу, либо находить для себя облегченный вариант учебной программы. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития.
Таким образом, стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.
Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 все пед учреждения должны выполнять следующие требования:
– рациональная организация учебного процесса;
– оптимальная организация физкультурно-оздоровительной работы;
– организация качественного питания;
– организация качественного медицинского сопровождения.
В соответствии с данным документом в нашем ОУ применяются следующие здоровьесберегающие образовательные технологии и формы организации учебно-воспитательного процесса (УВП) с учетом психологических и физиологических особенностей учащихся.
Учебно-воспитательный процесс в нашей школе проводится в соответствии с результатами регулярного комплексного изучения состояния здоровья школьников, осуществляемого педагогами, медицинскими работниками в образовательном учреждении.
Большое внимание школа уделяет здоровью и здоровому образу жизни школьников. При выполнении учебного плана не допускаются перегрузки учащихся, ориентируясь на предельно допустимую нагрузку, строго отслеживается дозировка домашнего задания. С целью сохранения здоровья учащихся, учитель физкультуры используют индивидуальный и дифференцированный подход на уроках.
Мероприятия по профилактике заболеваний
и сохранению здоровья
I. У ч е т с о с т о я н и я з д о р о в ь я д е т е й:
1. Анализ медицинских карт учащихся.
2. Определение групп здоровья.
3. Учет посещаемости занятий.
4. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
II. Ф и з и ч е с к а я и п с и х о л о г и ч е с к а я разгрузка учащихся:
1. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.
4. Динамические паузы для учащихся 1-х классов
5. Индивидуальные занятия.
8. Дни здоровья.
10. Физкультминутки для учащихся.
11. Организация летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Организация работы по укреплению здоровья младших школьников
№ |
Содержание |
сроки |
1 |
Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ |
Регулярно |
2 |
Экскурсия «Звери, птицы, лес и я вместе дружная семья» |
Ежегодно |
3 |
Проведение физкультминуток на уроках |
регулярно |
4 |
Беседа «Правильный режим дня» |
ежегодно |
5 |
Классный час «Отношение к себе» |
ежегодно |
6 |
Эстафета «Весёлые старты» |
Ежегодно |
7 |
Беседа «Основные способы закаливания» |
Ежегодно |
8 |
Беседа «Спорт в моей жизни» |
Ежегодно |
9 |
Классный час «Вредным привычкам НЕТ!» |
Ежегодно |
10 |
Беседа «Моё питание» |
Ежегодно |
11 |
День здоровья |
Ежегодно |
12 |
Классный час «Мой труд каждый день дома» |
Ежегодно |
13 |
Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья |
Ежегодно |
14 |
Классный час «Витамины в моей жизни» |
ежегодно |
15 |
Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков» |
ежегодно |
Оздоровительные процедуры и виды оздоровительных мероприятий, которые я применяю в своей работе:
1. Гимнастика до учебных занятий.
2. Подвижные перемены.
Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:
повышение работоспособности;
организацию активного отдыха;
содействие физическому развитию;
повышению уровня физической подготовленности.
3. Дни здоровья и спорта.
4. Профилактические мероприятия.
5. Просветительская и консультационная работа с родителями.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
Таким образом, хочется отметить следующее: воспитание культуры здоровья у школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
© 2018, Бурьянова Юлия Евгеньевна 435