СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект "С куклами возиться-бытию учиться"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Утверждаю: директор

МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» _________В. А. Пахомова

Методическая разработка открытого занятия детского объединения «Подарки своими руками"

"С куклами возиться - бытию учиться!"

"Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков - всё это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит и государства. Не случайно у многих народов говориться, что любовь к Родине начинается с семьи"

(Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II)

Пояснительная записка

Открытое занятие детского объединения «Подарки своими руками» проводится в рамках семинара Дня Учреждения 20.02.14 Реализация программы развития МОУ СОШ №2 г. Буя на период 2013-2017 г.г. «Школа успешного поколения»: первые шаги.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях творческого объединения «Подарки своими руками» является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Исходя из принципов воспитания в системе образования, одной из основных задач воспитания является формирование интереса к истории и народному творчеству, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

В рамках реализации программы детского объединения успешно проводится работа по развитию личности. Все традиционные мероприятия построены на нравственном воспитании. Мероприятие «С куклами возиться – бытию учиться» позволяет реализовать нравственное совершенствование учеников начальных классов.

Цель: Воспитать у детей любви к Родине, интерес к традициям, обычаям и культуре русского народа, развить мелкую моторику и первичные навыки рукоделия.

Задачи:

Образовательная:

  • Формировать представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа
  • Развить интереса к изготовлению обереговых и обрядовых кукол;
  • Развить индивидуальных задатков и творческих способностей.
  • Обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о традициях, человеке, окружающем мире.

Материальное оснащение занятия:

  • Лоскут белой ткани 20х20 см.
  • Белые нитки.
  • Кусок ваты.
  • Ножницы.

Оборудование:

ü Картинки и фотографии.

ü На доске: Эпиграф.

ü При наличии мультимедийной установки презентация и музыкальное сопровождение.

ü Наглядные пособия: готовый ангел, образцы кукол.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Педагог:

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, люди честные,

Гости наши дорогие!

Не от Сивки, не от Бурки,

Не от вещего каурки

Начинаю свой рассказ:

В сказку приглашаю вас!

Сказка по лесу идет

Сказку за руку ведет.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

В каждом доме и квартире

Сказка рядышком живет.

Сказка – умница и прелесть –

Красоту нам создает.

Сегодня мы с вами проведем наше занятие, где красота создается да сказка рождается, и поделимся теплотой наших рук и души с нашими гостями. Расскажем о том, что знаем, покажем то, что умеем, одарим гостей подарками.

Педагог:

Нам сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ.

Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи).

Уже с 7–9 лет девочка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Традиционная тряпичная кукла была безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Сейчас мы познакомим Вас с некоторыми куклами, изготавливаемыми в весенние праздеики.

Ученики рассказывает об обрядовых куклах, и демонстрируют их:

  1. Кукла Мартинички – рассказывает Колупаева Алина;
  2. Кукла Масленица – рассказывает Лаврова Дарья;
  3. Кукла Веснянка – рассказывает Никифорова Виктория;
  4. Кукла Ангел – рассказывает Воеводин Евгений.
  5. Технологический процесс:

Педагог: Сегодня ребята наша задача – изготовить обрядовую куклу ангел. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности:

Нитки, иголки, лоскутки.

В порядке на столе сложи.

При передаче ножниц

Осторожность соблюдай

Кольцами вперед передавай.

Ручки, шаблон, карандаши

В пенале до поры держи,

Правила вы эти соблюдайте,

И к работе приступайте!

На технологическую карту,

Внимание обращайте!

  • Физкультминутка (динамичная пауза).
  • Демонстрация готовой куклы.
  • Демонстрация выполнения технологических операций куклы «Ангел»:

Нужно взять квадрат светлой материи со стороной в ладонь. Можно простой ситец, можно органзу (полупрозрачная легкая ткань), тюль. Из органзы получаются легкие и очень красивые.

Складываем квадрат по диагонали и в середину вкладываем маленький клубочек ветоши на головку или делаем маленькую скрутку. Получается голова. Заматываем вокруг головы, образуя шею, и закрепляем силковым узлом. Нитку не обрываем.

Расправляем по бокам углы квадрата - крылья. Подбираем ткань с боков (приблизительно 1/3 от верха крыла) к шее так, чтобы получились полусложенные крылья.

Сначала одно, потом другое. Закрепляем их ниткой крест на крест, делая переход от шеи к талии и по талии под крыльями.

Завязываем узел на шее, оставляя нить с петелькой

За нее ангел и подвешивается.

Далее нужно привязать за спиной крылья из квадрата, сложенного по диагонали, получается треугольник. Треугольник собираем складочками - гармошкой от угла к середине длинной стороны. Получаются два крыла, направленные острыми концами вверх. Их привязываем к телу ангела за спиной также крест на крест. Нить можно брать серебряную или золотую. Можно повязать на голову серебряную или золотую повязочку - нимб.

  • Самостоятельная работа учеников.
  • Оценка выполненной куклы (сравнить с образцом).
  1. Заключение:

Вот закончился урок

Все убрать нам нужно в срок

Мусор быстро уберем

И все вещи соберем

Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место

Пришла пора всем куклам

В дорогу собираться,

А с вами и гостями

Пришла пора прощаться!

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками,

Но люди не забудут никогда,

Что сами рукотворно создавали!

Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Сегодня мы прикоснулись к традициям наших предков и сделали куклу. Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, талантливыми, добрыми ребятами. До свидания!

Литература:

  1. Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
  2. www.rukukla.ru

Инструкционная карта

  1. Используем лоскут белой ткани размером 15*15 см. без помощи иглы, только перевязываем лоскут нитью.
  2. Далее лоскут перегибают по диагонали пополам.
  3. Затем в центр его закладывают комок ваты (раньше использовали комок пакли или спутанных ниток).
  4. Комок обтягивают в центре лоскута и закрепляют нитью.
  5. Расправляем в стороны два противоположных края лоскута, сложенных по диагонали, другие два противоположных края расправляют вниз.
  6. Белой нитью или узкой светлой тесьмой сложенный лоскут перетягивают посередине, накладывая пояс, а затем от пояса через грудь куклы – крест-накрест.
  7. Боковые края лоскута расправляют крыльями, а на голову куклы повязывают ленту или тесьму.

Без ножниц и иглы изготавливали только добрых русских кукол.

Категория: Внеурочка
01.10.2015 09:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП