СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
|
Методическая разработка открытого занятия детского объединения «Подарки своими руками"
"С куклами возиться - бытию учиться!"
"Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков - всё это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит и государства. Не случайно у многих народов говориться, что любовь к Родине начинается с семьи"
(Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II)
Пояснительная записка
Открытое занятие детского объединения «Подарки своими руками» проводится в рамках семинара Дня Учреждения 20.02.14 Реализация программы развития МОУ СОШ №2 г. Буя на период 2013-2017 г.г. «Школа успешного поколения»: первые шаги.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях творческого объединения «Подарки своими руками» является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Исходя из принципов воспитания в системе образования, одной из основных задач воспитания является формирование интереса к истории и народному творчеству, развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
В рамках реализации программы детского объединения успешно проводится работа по развитию личности. Все традиционные мероприятия построены на нравственном воспитании. Мероприятие «С куклами возиться – бытию учиться» позволяет реализовать нравственное совершенствование учеников начальных классов.
Цель: Воспитать у детей любви к Родине, интерес к традициям, обычаям и культуре русского народа, развить мелкую моторику и первичные навыки рукоделия.
Задачи:
Образовательная:
Материальное оснащение занятия:
Оборудование:
ü Картинки и фотографии.
ü На доске: Эпиграф.
ü При наличии мультимедийной установки презентация и музыкальное сопровождение.
ü Наглядные пособия: готовый ангел, образцы кукол.
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Не от Сивки, не от Бурки,
Не от вещего каурки
Начинаю свой рассказ:
В сказку приглашаю вас!
Сказка по лесу идет
Сказку за руку ведет.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
В каждом доме и квартире
Сказка рядышком живет.
Сказка – умница и прелесть –
Красоту нам создает.
Сегодня мы с вами проведем наше занятие, где красота создается да сказка рождается, и поделимся теплотой наших рук и души с нашими гостями. Расскажем о том, что знаем, покажем то, что умеем, одарим гостей подарками.
Педагог:
Нам сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ.
Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи).
Уже с 7–9 лет девочка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Традиционная тряпичная кукла была безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Сейчас мы познакомим Вас с некоторыми куклами, изготавливаемыми в весенние праздеики.
Ученики рассказывает об обрядовых куклах, и демонстрируют их:
Педагог: Сегодня ребята наша задача – изготовить обрядовую куклу ангел. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности:
Нитки, иголки, лоскутки.
В порядке на столе сложи.
При передаче ножниц
Осторожность соблюдай
Кольцами вперед передавай.
Ручки, шаблон, карандаши
В пенале до поры держи,
Правила вы эти соблюдайте,
И к работе приступайте!
На технологическую карту,
Внимание обращайте!
Нужно взять квадрат светлой материи со стороной в ладонь. Можно простой ситец, можно органзу (полупрозрачная легкая ткань), тюль. Из органзы получаются легкие и очень красивые.
Складываем квадрат по диагонали и в середину вкладываем маленький клубочек ветоши на головку или делаем маленькую скрутку. Получается голова. Заматываем вокруг головы, образуя шею, и закрепляем силковым узлом. Нитку не обрываем.
Расправляем по бокам углы квадрата - крылья. Подбираем ткань с боков (приблизительно 1/3 от верха крыла) к шее так, чтобы получились полусложенные крылья.
Сначала одно, потом другое. Закрепляем их ниткой крест на крест, делая переход от шеи к талии и по талии под крыльями.
Завязываем узел на шее, оставляя нить с петелькой
За нее ангел и подвешивается.
Далее нужно привязать за спиной крылья из квадрата, сложенного по диагонали, получается треугольник. Треугольник собираем складочками - гармошкой от угла к середине длинной стороны. Получаются два крыла, направленные острыми концами вверх. Их привязываем к телу ангела за спиной также крест на крест. Нить можно брать серебряную или золотую. Можно повязать на голову серебряную или золотую повязочку - нимб.
Вот закончился урок
Все убрать нам нужно в срок
Мусор быстро уберем
И все вещи соберем
Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место
Пришла пора всем куклам
В дорогу собираться,
А с вами и гостями
Пришла пора прощаться!
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками,
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Сегодня мы прикоснулись к традициям наших предков и сделали куклу. Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, талантливыми, добрыми ребятами. До свидания!
Литература:
Инструкционная карта
Без ножниц и иглы изготавливали только добрых русских кукол.
© 2015, Сорокина Марина Сергеевна 1767