СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЕЛАНЬ-ЧИШМА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
8 КЛАССА
2015-2016 уч. год
Составила:
Классный руководитель
Козик Мария Вячеславовна
2015 год
Основной целью Программы является создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с детьми, которые находятся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, на ранней стадии социального неблагополучия, для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Достижение основной цели требует решения следующих задач:
Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К детям «группы риска» по медицинским показателям относятся дети, которые имеют хронические заболевания внутренних органов, имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи, часто и длительно болеют, состоит на учете у психоневропотолога, перенесли сложные медицинские операции, перенесли стрессы, леворукие дети (левши), и др. Дети «группы риска» по социальным критериям: дети, живущие в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребенку), дети из малообеспеченных семей, дети из семей беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые), дети имеющие проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса, дети имеющие самовольные уходы из дома. Дети «группы риска» по учебно-педагогическим критериям: дети имеющие стойкую неуспеваемость, пропуски занятий или отдельных предметов без уважительных причин. Дети, имеющие нарушения поведения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, повышенную тревожность, употребляющие наркотические вещества, курящие, гиперактивные составляют группу «зоны риска» по поведенческим критериям.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Содержание Программы
1. Изучение проблемных детей.
Выявление детей «группы риска».
Изучение их путем систематических наблюдений, анализа результатов их деятельности.
Изучение занятости во внеурочное время, включения в кружковую, общественно полезную деятельность.
Изучение круга общения, характера его влияния на подростка.
Изучение положения ребенка в семье.
2. Оказание помощи детям «группы риска».
Информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
Правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
Реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей.
Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, воспитанников детских домов.
Содействие оказанию медицинской помощи, направленной на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска.
Психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и классе, в котором развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе.
3. Организация педагогической помощи.
Ведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыков детей.
Организация помощи в учебной деятельности, необходимой для ученика.
Установление и поддержка систематических доброжелательных отношений и контактов с родителями проблемных детей.
Оказание им помощи в воспитании детей.
Ведение систематического учета особо сложных и неблагополучных семей, учащихся класса, проводимой с ними работы и ее результатов.
4. Организация свободного времени.
Вовлечение всех проблемных детей с учетом их интересов и возможностей в работу кружков.
Привлечение детей к участию в культурно - массовой и спортивной работе, отмечать их успехи, и достижения в ней;
5. Профилактика правонарушений.
Сбор первичной информации о многодетных, неполных, неблагополучных семьях, об учащихся с неадекватным поведением.
Составление списка учеников, состоящих на внутришкольном контроле.
Проведение тематических классных часов.
Ранняя профилактика правонарушений в классных коллективах.
Индивидуальные беседы с трудными подростками.
6. Воспитательная работа
Воспитание гражданина России
Осознание учащимися как нравственной ценности сопричастности к судьбе своего Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Понимание места и роли своего народа в развитии мировой культуры.
Сохранение чувства национальной гордости за свою страну, добросовестное выполнение своих гражданских обязанностей, знание своих гражданских прав.
Ориентация в экономической деятельности и политике государства.
Поиск форм трудовой и предпринимательской деятельности, доступной в зависимости от возраста.
Воспитание семьянина
Знакомство с функциональными обязанностями в семье, заботой о близких людях, участие в самообслуживании, в распределении семейного бюджета, проведении свободного времени с семьёй.
Проявление терпимости к недостаткам родителей (так же, как и родители проявляют терпимость к недостаткам детей), близких, любовь их, сохранение семейных традиций, круга семейных ценностей.
Работа по воспитанию семьянина ведётся с учащимися и их семьями при активном участии родителей. При этом необходимо учитывать негативное влияние некоторых семей на ребёнка и суметь защитить его от разрушающего влияния такой семьи.
Воспитание человека Мира
Осознание ответственности за продолжение жизни на Земле.
Формирование целостности восприятия окружающего мира и человека, как неотъемлемой его части и высшей ценности.
Формирование ответственности за сохранение на Земле природы и человека, их взаимодействия.
Воспитание ученика как образованной личности
Формирование ученика, который:
Воспитание творческой индивидуальности
Создание условий для развития ребёнка в любой из социальных сфер.
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Развитие у детей, подростков общественно-положительных мотивов деятельности.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни.
Формирование представление о последствиях вредных привычек и путях их преодоления, мерах их профилактики.
7. Индивидуальная работа с детьми «группы риска».
Индивидуальные беседы с «трудными учащимися» работниками правоохранительных органов.
Проведение бесед с учащимися, склонными к курению и правонарушениям.
Вовлечение в работу кружков, секций, библиотек.
Анкетирование «трудных» учащихся.
Контроль за посещаемостью уроков ребятами из «группы риска».
Составление программ компенсации, коррекции, дальнейшего развития с учетом механизмов проявления индивидуальности ребенка.
8. Работа с родителями.
Консультации для родителей с социальным педагогом и школьным психологом.
Приглашение работников ГОВД на родительские собрания.
Посещение на дому семей учащихся «группы риска», беседы с родителями, анкетирование, тестирование формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
Педагогическое просвещение родителей в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей.
Индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся
Организация работы
классного руководителя
с детьми «группы риска»
План работы с трудными детьми
Период |
Направления работы |
|||||
Создание условий для получения основного общего и среднего образования |
Охрана детства, опека и попечительство |
Педагогическая работа по предупреждению правонарушений и преступлений |
Охрана здоровья школьников |
Работа по профилактике безнадзорности, суицида и употребления ПАВ |
Родительский лекторий |
|
Сентябрь |
1. Обновление кар-тотеки на опекаемых и обучающихся, состо-ящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). 2. Составление соци-ального паспорта шко-лы на 2013 – 2014 учебный год. 3. Вовлечение обу-чающихся группы риска в кружки. 4. Организация горяче-го питания для обу-чающихся из мало-обеспеченных семей. 5. Организация ежед-невного контроля про-пусков уроков. |
1. Посещение опекаемых детей с целью выяс-нения их усло-вий жизни. 2. Контроль пи-тания опекаемых детей. |
1. Постановка на школьный учет обучающихся из семей, находящих-ся в СОП. 2. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). |
Классный час «Здоровый образ жизни - главное условие профи-лактики возник-новения вредных привычек» (9 класс). |
||
Октябрь |
1. Выявление обуча-ющихся, уклоняющих-ся от учебы. 2. Учет и анализ ис-пользования свобод-ного времени обучаю-щихся. 3. Организация помо-щи детям в выборе занятий по интересам. 4. Контроль пропусков уроков. |
1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Привлечение опекаемых детей для занятий в кружки. |
1. Оказание помо-щи «трудным» обучающимся в выборе занятий по интересам (кружки). 2. Организация и проведение инди-видуальных бесед по теме: «Правона-рушения и прес-тупления». |
Беседа «Почему необходимо соблюдать режим дня». (1 – 5 классы). Общешкольное мероприятие «День здоровья». |
Беседа «Насилие. Не допустить беды» (1 – 9 классы) |
5 класс «Трудности адаптации пятиклассников к школе». |
Ноябрь |
1. Рейд «Каникулы». 2. Контроль пропусков уроков. |
1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Индивидуаль-ная работа с опекунами по оказанию помо-щи в воспитании детей. |
1. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). 2. Тематическая работа с клас-сными руководи-телями. Ведение дневников наб-людения за «труд-ными детьми». |
Выставка рисунков «Курить и пить – здоровью вредить» Анкета «Вы и курение» (7 – 9 классы). |
Встреча обучающихся с инспектором ПДН «Уголовная, административная ответственность несовершеннолетних» |
|
Декабрь |
1. Рейд «Подросток». 2. Проверка организа-ции внеучебной дея-тельности обучающих-ся «группы риска». 3. Контроль пропусков уроков. |
1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Беседа с опе-каемыми и опе-кунами. |
Использование профилактической программы «Полезные привычки» |
Беседа «Информирован –значит, защищён» (8 – 9 классы). |
Проф.беседа на тему «Последствия беспоря-дочных любовных от-ношений» (8 – 9 кл.) |
Распространение информационных буклетов для родителей «Предупреждение детской агрес-сивности». |
Январь |
1. Рейд «Каникулы». 2. Анализ работы соц. педагога за I полугодие учебного года. 3.Анализ посещаемос-ти уроков обучающи-мися «группы риска». 4.Выявление обучаю-щихся уклоняющихся от учебы. |
1. Контроль пи-тания опекаемых детей. |
1. Анализ работы по профилактике правонарушений и преступлений за I полугодие учебного года. 2. Теоретический семинар: «Причи-ны и профилак-тика детского во-ровства». |
Лекция «Привычки и здоровье» (4 – 5 классы). |
Классный час «Роль пива в фор-мировании раннего алкоголизма» (8 класс). |
|
Февраль |
1. Рейд «Подросток». 2. Проверка посещае-мости кружков обуча-ющимися «группы рис-ка». |
1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Индивидуаль-ная работа с опекаемыми детьми по оказа-нию помощи в учебной деятельности. |
1. Организация и проведение инди-видуальных бесед по теме: «Правона-рушения и прес-тупления». 2. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). |
Дискуссия «Секреты продления жизни» (8 – 9 классы). |
Выставка книг «Знай и соблюдай закон» (1 – 9 классы) Выпуск листовок «Я и закон» (1 – 9 классы). |
Памятки для родителей на тему: «Поддержка ребенка семьей» |
Март |
1. Рейд «Каникулы». 2. Проверка посеща-емости уроков обуча-ющимися «группы рис-ка». |
1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Индивидуаль-ные консуль-тации «Льготы опекаемым при поступлении в учебные заведе-ния». |
Лекция для педа-гогов «Проблема развития личности в современном обществе». |
Лекция «Как предос-теречь себя от вредных привы-чек» (1, 2 классы). 2. Здоровые при-вычки – здоровый образ жизни» (3, 4 классы) |
||
Апрель |
1. Рейд «Подросток». 2. Проверка посеща-емости уроков обуча-ющимися «группы рис-ка». |
1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Планирование летнего отдыха опекаемых детей. |
1. Консультация на тему «Методика проведения психологических тренингов по профилактике наркомании» |
Лекция «Наше здоровье и болезни» (8 – 9 классы). |
Беседа «От пьянства до преступления – один шаг» (6 – 9 классы) |
|
Май |
1. Рейд «Подросток». 2. Проверка посещае-мости уроков обуча-ющимися «группы рис-ка». 3. Организация летнего отдыха обучающихся. 4. Контроль подго-товки детей «группы риска» к итоговой аттестации (контроль успеваемости, посещаемости). |
1. Контроль пи-тания опекаемых детей. 2. Посещение опекаемых детей с целью выяс-нения их усло-вий жизни. 3. Анализ рабо-ты с опекае-мыми детьми. |
1. Посещение на дому обучающих-ся, состоящих на учете (ВШК, ПДН, КДН). 2. Использование профилактической программы «Полезные навыки» |
Оформление стенда «Готовимся к экзаменам» |
Общешкольное родительское собрание «Ответственность несовершенно-летних за куре-ние». |
|
Июнь |
1. Рейд «Каникулы». 2. Анализ работы соц. педагога за 2013 – 2014 учебный год. 3. Планирование ра- боты на 2014 – 2015 учебный год. |
Анализ работы по профилактике правонарушений и преступлений за год. |
© 2015, Козик Мария Вячеславовна 7204