СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План занятия "Исследовательская прогулка "Золотая осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизация знаний и представлений учащихся об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать знания о разделительном слое листа в ходе проведения экспериментальной деятельности
  • Рассмотреть и проанализировать слои почвы в ходе выполнения опыта
  • Рассмотреть и охарактеризовать ствол березы посредством ее анализа

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе через беседу о правилах поведения на прогулке
  • Продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению посредством прогулки
  • Повышать уровень экологической культуры учащихся в ходе опытов

Развивающие:

  • Обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явлениями
  • Совершенствовать умение устанавливать зависимости в природе на основе наблюдения за природными явлениями
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: пакетик в который дети будут собирать листья, звуки дождя, лопатка,

Ход занятия.

1. Вступительное слово о теме и цели прогулки. (1-2мин.)

2.Беседа по теме «осень». (3-5мин.)

-Начнем мы с вами занятие с небольшого рассказа – описания. Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на наши вопросы. Солнце скрылось за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.

- О каком времени года идет речь в рассказе? Как вы догадались? Какие ещё изменения происходят в природе осенью? Ребята, посмотрите сколько изменений мы нашли.

-И посмотрите какие они все разные, некоторые касаются животных, птиц, а некоторые неба, солнца, воздуха. Какой вывод вы можете сделать?

-Сегодня вы побудете в роли исследователей, и мы отправимся на экскурсию в осенний парк.

3. Инструктаж по безопасному поведению на прогулке (1-2мин.)

- Но прежде чем отправиться путешествовать давайте вспомним, как надо вести себя на прогулке :

  • Нельзя ломать ветки, рвать растения.
  • Нельзя брать и кидать палки, камни.
  • Нельзя подбирать и брать в рот посторонние предметы.
  • Нельзя лазить по деревьям и заборам.
  • Играть на виду у учителя.

Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать наше путешествие. Встаньте друг за другом парами.

-А сейчас посмотрите вокруг (дети - наступила осень). А как вы узнали, что она наступила?

4. Наблюдение за деревом осенью (2-3 мин.)

- Сейчас, ребята, я предлагаю вам подойти к дереву и внимательно его рассмотреть.

Осенью деревья готовятся к листопаду: их листочки желтеют и краснеют. Всю весну и лето листья трудились – давали дереву питание, дышали, испаряли влагу, а сейчас им нужно покинуть ветки, чтобы дерево могло перезимовать и не замерзло.

- Так кто же все-таки сможет мне ответить: почему летом даже при сильном порыве ветра листья не падали, а оставались на ветвях?

Ответы детей

5. Экспериментальная деятельность «Разделительный слой»

(3-5 мин.)

- А листья опадают потому, что между веткой и листочком постепенно образуется разделительный слой из неживых клеток. Увидеть его можно только под микроскопом. Но мы можем его почувствовать (воспитатель предлагает 2-3 детям сорвать с дерева по одному ещё зеленому и уже жёлтому листочку).

- Какой листочек было легче снять с ветки?

Ответы детей.

- Жёлтый листочек сам упал в руки, а зелёный оторвался с трудом.

- Всё правильно. Между жёлтым листом и веткой дерева есть разделительный слой, в то время как зелёный листик и ветка – это единое целое. Поэтому, когда осенью листья опадают, дереву не больно. А весной и летом, когда мы срываем ещё зеленые листья, то оставляем на дереве открытую ранку, через неё в дерево могут проникнуть микробы и вредители, и дерево может заболеть. Осенью между веткой дерева и жёлтым листом образуется корочка – разделительный слой. Вы когда-нибудь расшибали коленку?

Дети вспоминают

- И что происходит потом, как ранка заживает? Вот и разделительный слой – это как тонкая кора, как будто новый слой кожи находится под корочкой ранки. Поэтому, ребята, следует помнить, что обрывая листочки летом, мы наносим дереву вред и делаем ему больно. Зато осенью, во время листопада, мы можем с вами собирать красивую зелено-желто-красную листву и кружится, подобно листьям.

- А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите?

- Шум дороги, шаги прохожих и т.д.

- А слышите ли вы птиц?

- Нет

- А почему?

- Они улетели в теплые края

- А почему осенью птицы улетают?

- Становится холодно. Мало корма

- А каких перелетных птиц вы знаете?

- Ласточки, грачи и т.д.

- Правильно.

А какие птицы зимуют у нас?

- Снегири, синицы, голуби и т.д.

- Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

Дети вешают кормушки, сделанные заранее)

6. Анализ березы: (3-5 мин.)

- А сейчас ребята, угадайте загадку:

На пригорке примостилась,

Распустила волосы,

В бело платье нарядилась,

А на платье полосы.

- Что это?

- Береза

- Сейчас давайте все вместе подойдем к березе.

- Почему полосы, что это?

- Серые наросты)

- Потрогайте ствол березы. Он какой?

- Шершавый

- Почему он такой получился?

- Был ствол белый, гладкий, а затем кора потрескалась, и наросли серые шишки, т. е. наросты

- Значит у березы ствол какой?

- Белый с серыми наростами

- Ребята, сейчас я предлагаю вам собрать букет из листьев. Потом эти листочки мы с вами будем использовать на уроке окружающего мира, поэтому старайтесь собирать красивые листы.

7. «Музыка дождя» (3-5 мин.)

Есть в музыке дождя волшебной силы ноты,

Смывающие грусть с израненной души. Зря называют дождь унылой непогодой

Ты к шёпоту его прислушайся в тиши. Намокших тополей чуть слышное дыханье,

В бездонной вышине — забытая звезда…

Есть в музыке дождя аккорды состраданья,

Чарующий мотив, летящий в некуда. Волнами плещет жизнь: то — встречи, то — разлуки,

То — годы напролёт в унылой суете. Есть в музыке дождя волшебной силы звуки:

Молитвенный призыв к любви и доброте

- Давайте послушаем музыку дождя! Кладём под дождь дном кверху: аллюминевую кастрюльку, пластмассовую банку, лист бумаги и слушаем, как стучат капли по различной поверхности.

А теперь послушаем, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят?

- Потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук.

- Полейте листья теплой водой из лейки и походите по ним. Почему нет хруста?

- Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.

- Ребята, предлагаю вам провести опыт: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.

Дети делают срез

- А теперь рассмотрим верхний плодородный слой почвы. Что содержится в данном слое почвы?

- Перегнившие остатки растений, их корни, останки животных.

- Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.

6.Итоги занятия. Рефлексия. (2-3 мин.)

Ребята, как же здорово в парке осенью. Вам понравилось? Что именно вам понравилось?

Все исследователи должны знать правила поведения в парке и лесу осенью. Давайте вспомним их.

1 Не оставляй мусор после себя

2 Не ломай ветки деревьев и кустарников.

3 Не повреждайте кору деревьев!

4 Не рвите цветы и дикорастущие растения!

5 Не уносите из леса детенышей животных и птенцов!

6 Не оставляйте после себя мусор!

7 Не шумите! Подкармливай птиц.

Какие из них важны в осеннее время года?

Ребята, почему мы с вами должны соблюдать эти правила?

Правильно. Все правила нужно соблюдать что бы не навредить лесу, его обитателям, а также, для собственной безопасности. Давайте бережно относится к природе, уважать ее. Если мы будем выполнять все правила, которые с вами назвали, то она станет чище и будет приносить нам больше плодов, и будет радовать нас красотой.

Ребята, наша с вами экскурсия подошла к концу. Спасибо вам за работу. Вы большие молодцы.

Для того чтобы вам наша экскурсия запомнилась, мы вам приготовили закладки в виде листочков. Наше занятие закончено. Можете отдыхать.

03.04.2023 15:25


Рекомендуем курсы ПК и ПП