СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: систематизация знаний и представлений учащихся об осенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оборудование: пакетик в который дети будут собирать листья, звуки дождя, лопатка,
Ход занятия.
1. Вступительное слово о теме и цели прогулки. (1-2мин.)
2.Беседа по теме «осень». (3-5мин.)
-Начнем мы с вами занятие с небольшого рассказа – описания. Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на наши вопросы. Солнце скрылось за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.
- О каком времени года идет речь в рассказе? Как вы догадались? Какие ещё изменения происходят в природе осенью? Ребята, посмотрите сколько изменений мы нашли.
-И посмотрите какие они все разные, некоторые касаются животных, птиц, а некоторые неба, солнца, воздуха. Какой вывод вы можете сделать?
-Сегодня вы побудете в роли исследователей, и мы отправимся на экскурсию в осенний парк.
3. Инструктаж по безопасному поведению на прогулке (1-2мин.)
- Но прежде чем отправиться путешествовать давайте вспомним, как надо вести себя на прогулке :
Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать наше путешествие. Встаньте друг за другом парами.
-А сейчас посмотрите вокруг (дети - наступила осень). А как вы узнали, что она наступила?
4. Наблюдение за деревом осенью (2-3 мин.)
- Сейчас, ребята, я предлагаю вам подойти к дереву и внимательно его рассмотреть.
Осенью деревья готовятся к листопаду: их листочки желтеют и краснеют. Всю весну и лето листья трудились – давали дереву питание, дышали, испаряли влагу, а сейчас им нужно покинуть ветки, чтобы дерево могло перезимовать и не замерзло.
- Так кто же все-таки сможет мне ответить: почему летом даже при сильном порыве ветра листья не падали, а оставались на ветвях?
Ответы детей
5. Экспериментальная деятельность «Разделительный слой»
(3-5 мин.)
- А листья опадают потому, что между веткой и листочком постепенно образуется разделительный слой из неживых клеток. Увидеть его можно только под микроскопом. Но мы можем его почувствовать (воспитатель предлагает 2-3 детям сорвать с дерева по одному ещё зеленому и уже жёлтому листочку).
- Какой листочек было легче снять с ветки?
Ответы детей.
- Жёлтый листочек сам упал в руки, а зелёный оторвался с трудом.
- Всё правильно. Между жёлтым листом и веткой дерева есть разделительный слой, в то время как зелёный листик и ветка – это единое целое. Поэтому, когда осенью листья опадают, дереву не больно. А весной и летом, когда мы срываем ещё зеленые листья, то оставляем на дереве открытую ранку, через неё в дерево могут проникнуть микробы и вредители, и дерево может заболеть. Осенью между веткой дерева и жёлтым листом образуется корочка – разделительный слой. Вы когда-нибудь расшибали коленку?
Дети вспоминают
- И что происходит потом, как ранка заживает? Вот и разделительный слой – это как тонкая кора, как будто новый слой кожи находится под корочкой ранки. Поэтому, ребята, следует помнить, что обрывая листочки летом, мы наносим дереву вред и делаем ему больно. Зато осенью, во время листопада, мы можем с вами собирать красивую зелено-желто-красную листву и кружится, подобно листьям.
- А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите?
- Шум дороги, шаги прохожих и т.д.
- А слышите ли вы птиц?
- Нет
- А почему?
- Они улетели в теплые края
- А почему осенью птицы улетают?
- Становится холодно. Мало корма
- А каких перелетных птиц вы знаете?
- Ласточки, грачи и т.д.
- Правильно.
А какие птицы зимуют у нас?
- Снегири, синицы, голуби и т.д.
- Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.
Дети вешают кормушки, сделанные заранее)
6. Анализ березы: (3-5 мин.)
- А сейчас ребята, угадайте загадку:
На пригорке примостилась,
Распустила волосы,
В бело платье нарядилась,
А на платье полосы.
- Что это?
- Береза
- Сейчас давайте все вместе подойдем к березе.
- Почему полосы, что это?
- Серые наросты)
- Потрогайте ствол березы. Он какой?
- Шершавый
- Почему он такой получился?
- Был ствол белый, гладкий, а затем кора потрескалась, и наросли серые шишки, т. е. наросты
- Значит у березы ствол какой?
- Белый с серыми наростами
- Ребята, сейчас я предлагаю вам собрать букет из листьев. Потом эти листочки мы с вами будем использовать на уроке окружающего мира, поэтому старайтесь собирать красивые листы.
7. «Музыка дождя» (3-5 мин.)
Есть в музыке дождя волшебной силы ноты,
Смывающие грусть с израненной души. Зря называют дождь унылой непогодой
Ты к шёпоту его прислушайся в тиши. Намокших тополей чуть слышное дыханье,
В бездонной вышине — забытая звезда…
Есть в музыке дождя аккорды состраданья,
Чарующий мотив, летящий в некуда. Волнами плещет жизнь: то — встречи, то — разлуки,
То — годы напролёт в унылой суете. Есть в музыке дождя волшебной силы звуки:
Молитвенный призыв к любви и доброте
- Давайте послушаем музыку дождя! Кладём под дождь дном кверху: аллюминевую кастрюльку, пластмассовую банку, лист бумаги и слушаем, как стучат капли по различной поверхности.
А теперь послушаем, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят?
- Потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук.
- Полейте листья теплой водой из лейки и походите по ним. Почему нет хруста?
- Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.
- Ребята, предлагаю вам провести опыт: сделать срез лопатой, чтобы были видны все слои почвы.
Дети делают срез
- А теперь рассмотрим верхний плодородный слой почвы. Что содержится в данном слое почвы?
- Перегнившие остатки растений, их корни, останки животных.
- Ребята, чтобы овраги не увеличивались, люди нашли способ укреплять почву. Для этого нужно по склону оврага посадить деревья. Корни у них длинные, проникают далеко в глубь и помогают удерживать почву от вымывания дождевыми потоками. А глинистая часть почвы благоприятна для корней деревьев, так как удерживает дольше влагу, и дерево может напиться.
6.Итоги занятия. Рефлексия. (2-3 мин.)
Ребята, как же здорово в парке осенью. Вам понравилось? Что именно вам понравилось?
Все исследователи должны знать правила поведения в парке и лесу осенью. Давайте вспомним их.
1 Не оставляй мусор после себя
2 Не ломай ветки деревьев и кустарников.
3 Не повреждайте кору деревьев!
4 Не рвите цветы и дикорастущие растения!
5 Не уносите из леса детенышей животных и птенцов!
6 Не оставляйте после себя мусор!
7 Не шумите! Подкармливай птиц.
Какие из них важны в осеннее время года?
Ребята, почему мы с вами должны соблюдать эти правила?
Правильно. Все правила нужно соблюдать что бы не навредить лесу, его обитателям, а также, для собственной безопасности. Давайте бережно относится к природе, уважать ее. Если мы будем выполнять все правила, которые с вами назвали, то она станет чище и будет приносить нам больше плодов, и будет радовать нас красотой.
Ребята, наша с вами экскурсия подошла к концу. Спасибо вам за работу. Вы большие молодцы.
Для того чтобы вам наша экскурсия запомнилась, мы вам приготовили закладки в виде листочков. Наше занятие закончено. Можете отдыхать.
© 2023, Печкурова Татьяна Алексеевна 78