СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему я выбрала профессию учителя?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любить чтение – это обменивать часы скуки,

неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.

Монтескье.

Выработав 34-летний педагогический стаж, я иногда задаю себе такой вопрос: почему я выбрала профессию учителя-словесника? А могло ли быть иначе?

Меня никто специально не учил читать. Сестра часто играла в школу, а так как она старше меня на два года, то учительницей всегда была она, а я была ученицей. И я потихоньку, незаметно, играя, научилась и читать, и считать. А потом начала читать все подряд. Я читала за обедом, читала, когда смотрела телевизор, читала по ночам. Когда зрение стало ухудшаться, родители забили тревогу. В четвертом классе меня отвели в музыкальную школу, чтобы меньше оставалось времени на чтение. Но как они ошиблись, я все успевала! Я не тратила много времени на заучивание пьес, память была хорошая, я быстро запоминала, и …… опять книги, книги. Мне было все равно, что читать: сказки, фантастику, книги про деревню, про войну, про любовь, про природу, про животных. Лишь бы читать. Я до сих пор помню, как я заходила в библиотеку: какой-то внутренний трепет, удивительный, ни с чем не сравнимый запах книг, строгое предупреждение, что домой можно брать только три книги. А некоторые книги вообще нельзя забирать из библиотеки, и я часами сидела на неудобных стульях, погружаясь в удивительный мир художественных произведений. Порой я не могла вспомнить: я про это читала или смотрела фильм? Иногда, видимо, во время чтения мое бурное воображение рисовало такие яркие картины!

В старших классах увлеклась общественной работой. Секретарь комитета комсомола школы, слеты, сборы, собрания… Жизнь бурлила, но на чтение время всегда оставалось. Я не могла уснуть, пока не прочитаю хоть несколько страниц.

После окончания школы проблем с выбором не было: только учитель (так как хотела связать свою жизнь со школой) и только учитель русского языка и литературы (хотелось, чтобы мое увлечение книгами стало моей профессией). А еще желание поделиться тем, что сама прочитала, поделиться своей любовью к книгам. Хотелось объяснить детям, какой мир может им открыться, если они возьмут в руки книгу.

Я нисколько не жалею, что выбрала Пермский государственный университет. Хотя методику преподавания нам не дали, но какой объем знаний мы получили! Древнерусская литература, современная русская, зарубежная, литература народов СССР - и по каждой свой список произведений! Чтобы все осилить, я определила себе норму: 100 страниц в день, и не меньше! И я выполняла ее! Сколько книг прочитала со мной моя дочка, пока я ее вынашивала! Как она начинала прыгать у меня в животе, когда я засиживалась в Горьковской библиотеке! А потом бессонные ночи с младенцем на руках и книгой на коленях! Пятый курс мы заканчивали вместе.

И вот все позади. Школа. Моя первая и единственная школа. И полетели года, поколения ребят менялись, мы взрослели, набирались опыта. Сложные 90 годы, когда временами просто выживали, когда менялись каждый год программы и учебники. «Про это сейчас нельзя говорить, про это надо так говорить!» Пересмотрели историю, а вместе с ней и литературу. Но не зря ведь в литературе есть так называемые «вечные темы». Какая бы эпоха ни стояла за окном, что бы ни происходило в стране и в мире в целом, всегда были и будут споры отцов и детей, люди будут любить и ненавидеть, воевать…. И моя главная задача, как учителя литературы, донести вечные истины до детей, достучаться до их сердец. Ведь только художественная литература может заставить человека расплакаться, от души посмеяться, погоревать вместе с героем… НО это только при условии, что ребенок взял в руки книгу и прочитал. И вот теперь самое главное для меня: КАК РЕБЕНКА УБЕДИТЬ, ЧТО ЧИТАТЬ – это не только НУЖНО, но и ЭТО ИНТЕРЕСНО! Ведь не секрет, что очень редко ребенок сам, по своей воле и большому желанию берет в руки книгу. Сознательные дети четко читают то, что задано и не больше. Несознательные – игнорируют это или читают самую малость. И так становится их жалко! Ведь насколько они себя обедняют, сколько интересных героев пройдет мимо них, сколько открытий они не смогут сделать из-за своей лени и нежелания читать!

Стремительно меняется наш мир, появляются инновационные педагогические технологии, изменились и наши ученики. Так мало на уроках я вижу обычных книг, все больше электронные, планшеты, телефоны. Я уже начинаю привыкать, что «Войну и мир» дети читают с телефона (и так быстро ориентируются и находят нужный отрывок!) А чего стоит заявление о том, что они не читали, а слушали эту книгу (аудиокниги). Откуда взяться орфографической зоркости! А воображению! Как оно появится, разовьется, когда не ты сам читаешь, перечитываешь непонятные слова или строчки, медленно смакуешь понравившееся место, задумываешься на время, …. а чужой дядя хорошо поставленным голосом тебе монотонно читает в уши.

Заставить читать невозможно, это я уже поняла. Дети могут пробежать текст по диагонали, взять краткое содержание, но это не чтение, это просто пустая трата времени. Иногда на уроке возьмешь произведение, зачитаешь отрывок, заинтригуешь, утаишь самое интересное. «Об этом вы узнаете, когда дочитаете это произведение до конца!» - говоришь им. Как загораются глаза. Да, да, да! Они сейчас побегут читать! Увы! Хорошо, если из всего класса 2-3 человека это сделают.

Но одно дело - прочитать, а другое – поделиться прочитанным, выразить свое мнение. Вот здесь класс четко делится на три группы: тот, кто читает, и может легко выступать на уроке, уверенно, без оглядки на своих одноклассников. Тот, кто читает, но не может отвечать на уроке (скромность, зажатость, неуверенность…). Он лучше напишет. И как порой напишет, зачитаешься! И тот, кто и не читает, и не отвечает (о чем? Если ты не в теме). И год от года печально наблюдать, как уменьшается количество учеников в первой группе и растет в последней. Может, свое дело сделали тесты? Выбери букву, цифру, правильный ответ. А человек-то где. Я не понимаю, как можно сдавать ЕГЭ по литературе! Это слишком личностный предмет. И как тут все подвести к одному знаменателю.

Уже который год учащиеся 11 класса пишут итоговое сочинение. И диву даешься! Как можно писать о произведении, о герое, если не прочитано, если ты просто слышал краем уха на уроке, если ты взял отрывок из критики и вызубрил его? Зачем? Прочитай небольшой рассказ, повесть. ПРОЧИТАЙ, ОСМЫСЛИ, ЗАПОМНИ, ПРОЧУВСТВУЙ, ОБДУМАЙ, СОПОСТАВЬ. Я поняла, что большие произведения пугают современных школьников своим объемом. (Четыре тома «Войны и мира» вообще в ступор вводят). Поэтому я начала практиковать чтение в классе. Небольшие рассказы, повести. Современные, понятные детям. Чтобы видеть отклик (а он есть: иногда украдкой смахивают слезу, иногда смущенно улыбаются, видимо, узнав в отрицательных героев себя, иногда хмурят брови, задумавшись). Значит, цель достигнута. А цель эта – достучаться до сердец этих молодых, часто самоуверенных, людей.

Два летних месяца. Два замечательных летних месяца. Сколько можно за это время успеть! «Вот отдохну от школы! Наконец-то!» - думаю я. Но проходит неделя-другая, и понимаешь, что тебе чего-то не хватает. Начинает сниться, что ты заходишь в класс, здороваешься с детьми, снова изучаешь такие до боли знакомые произведения классиков. Ты видишь заинтересованные лица учеников, их робкие или чересчур самоуверенные высказывания по поводу прочитанного. И ты понимаешь, что это и есть настоящее счастье! И по-другому быть не должно!

Любить чтение – это обменивать часы скуки,

неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.

Монтескье.

Выработав 34-летний педагогический стаж, я иногда задаю себе такой вопрос: почему я выбрала профессию учителя-словесника? А могло ли быть иначе?

Меня никто специально не учил читать. Сестра часто играла в школу, а так как она старше меня на два года, то учительницей всегда была она, а я была ученицей. И я потихоньку, незаметно, играя, научилась и читать, и считать. А потом начала читать все подряд. Я читала за обедом, читала, когда смотрела телевизор, читала по ночам. Когда зрение стало ухудшаться, родители забили тревогу. В четвертом классе меня отвели в музыкальную школу, чтобы меньше оставалось времени на чтение. Но как они ошиблись, я все успевала! Я не тратила много времени на заучивание пьес, память была хорошая, я быстро запоминала, и …… опять книги, книги. Мне было все равно, что читать: сказки, фантастику, книги про деревню, про войну, про любовь, про природу, про животных. Лишь бы читать. Я до сих пор помню, как я заходила в библиотеку: какой-то внутренний трепет, удивительный, ни с чем не сравнимый запах книг, строгое предупреждение, что домой можно брать только три книги. А некоторые книги вообще нельзя забирать из библиотеки, и я часами сидела на неудобных стульях, погружаясь в удивительный мир художественных произведений. Порой я не могла вспомнить: я про это читала или смотрела фильм? Иногда, видимо, во время чтения мое бурное воображение рисовало такие яркие картины!

В старших классах увлеклась общественной работой. Секретарь комитета комсомола школы, слеты, сборы, собрания… Жизнь бурлила, но на чтение время всегда оставалось. Я не могла уснуть, пока не прочитаю хоть несколько страниц.

После окончания школы проблем с выбором не было: только учитель (так как хотела связать свою жизнь со школой) и только учитель русского языка и литературы (хотелось, чтобы мое увлечение книгами стало моей профессией). А еще желание поделиться тем, что сама прочитала, поделиться своей любовью к книгам. Хотелось объяснить детям, какой мир может им открыться, если они возьмут в руки книгу.

Я нисколько не жалею, что выбрала Пермский государственный университет. Хотя методику преподавания нам не дали, но какой объем знаний мы получили! Древнерусская литература, современная русская, зарубежная, литература народов СССР - и по каждой свой список произведений! Чтобы все осилить, я определила себе норму: 100 страниц в день, и не меньше! И я выполняла ее! Сколько книг прочитала со мной моя дочка, пока я ее вынашивала! Как она начинала прыгать у меня в животе, когда я засиживалась в Горьковской библиотеке! А потом бессонные ночи с младенцем на руках и книгой на коленях! Пятый курс мы заканчивали вместе.

И вот все позади. Школа. Моя первая и единственная школа. И полетели года, поколения ребят менялись, мы взрослели, набирались опыта. Сложные 90 годы, когда временами просто выживали, когда менялись каждый год программы и учебники. «Про это сейчас нельзя говорить, про это надо так говорить!» Пересмотрели историю, а вместе с ней и литературу. Но не зря ведь в литературе есть так называемые «вечные темы». Какая бы эпоха ни стояла за окном, что бы ни происходило в стране и в мире в целом, всегда были и будут споры отцов и детей, люди будут любить и ненавидеть, воевать…. И моя главная задача, как учителя литературы, донести вечные истины до детей, достучаться до их сердец. Ведь только художественная литература может заставить человека расплакаться, от души посмеяться, погоревать вместе с героем… НО это только при условии, что ребенок взял в руки книгу и прочитал. И вот теперь самое главное для меня: КАК РЕБЕНКА УБЕДИТЬ, ЧТО ЧИТАТЬ – это не только НУЖНО, но и ЭТО ИНТЕРЕСНО! Ведь не секрет, что очень редко ребенок сам, по своей воле и большому желанию берет в руки книгу. Сознательные дети четко читают то, что задано и не больше. Несознательные – игнорируют это или читают самую малость. И так становится их жалко! Ведь насколько они себя обедняют, сколько интересных героев пройдет мимо них, сколько открытий они не смогут сделать из-за своей лени и нежелания читать!

Стремительно меняется наш мир, появляются инновационные педагогические технологии, изменились и наши ученики. Так мало на уроках я вижу обычных книг, все больше электронные, планшеты, телефоны. Я уже начинаю привыкать, что «Войну и мир» дети читают с телефона (и так быстро ориентируются и находят нужный отрывок!) А чего стоит заявление о том, что они не читали, а слушали эту книгу (аудиокниги). Откуда взяться орфографической зоркости! А воображению! Как оно появится, разовьется, когда не ты сам читаешь, перечитываешь непонятные слова или строчки, медленно смакуешь понравившееся место, задумываешься на время, …. а чужой дядя хорошо поставленным голосом тебе монотонно читает в уши.

Заставить читать невозможно, это я уже поняла. Дети могут пробежать текст по диагонали, взять краткое содержание, но это не чтение, это просто пустая трата времени. Иногда на уроке возьмешь произведение, зачитаешь отрывок, заинтригуешь, утаишь самое интересное. «Об этом вы узнаете, когда дочитаете это произведение до конца!» - говоришь им. Как загораются глаза. Да, да, да! Они сейчас побегут читать! Увы! Хорошо, если из всего класса 2-3 человека это сделают.

Но одно дело - прочитать, а другое – поделиться прочитанным, выразить свое мнение. Вот здесь класс четко делится на три группы: тот, кто читает, и может легко выступать на уроке, уверенно, без оглядки на своих одноклассников. Тот, кто читает, но не может отвечать на уроке (скромность, зажатость, неуверенность…). Он лучше напишет. И как порой напишет, зачитаешься! И тот, кто и не читает, и не отвечает (о чем? Если ты не в теме). И год от года печально наблюдать, как уменьшается количество учеников в первой группе и растет в последней. Может, свое дело сделали тесты? Выбери букву, цифру, правильный ответ. А человек-то где. Я не понимаю, как можно сдавать ЕГЭ по литературе! Это слишком личностный предмет. И как тут все подвести к одному знаменателю.

Уже который год учащиеся 11 класса пишут итоговое сочинение. И диву даешься! Как можно писать о произведении, о герое, если не прочитано, если ты просто слышал краем уха на уроке, если ты взял отрывок из критики и вызубрил его? Зачем? Прочитай небольшой рассказ, повесть. ПРОЧИТАЙ, ОСМЫСЛИ, ЗАПОМНИ, ПРОЧУВСТВУЙ, ОБДУМАЙ, СОПОСТАВЬ. Я поняла, что большие произведения пугают современных школьников своим объемом. (Четыре тома «Войны и мира» вообще в ступор вводят). Поэтому я начала практиковать чтение в классе. Небольшие рассказы, повести. Современные, понятные детям. Чтобы видеть отклик (а он есть: иногда украдкой смахивают слезу, иногда смущенно улыбаются, видимо, узнав в отрицательных героев себя, иногда хмурят брови, задумавшись). Значит, цель достигнута. А цель эта – достучаться до сердец этих молодых, часто самоуверенных, людей.

Два летних месяца. Два замечательных летних месяца. Сколько можно за это время успеть! «Вот отдохну от школы! Наконец-то!» - думаю я. Но проходит неделя-другая, и понимаешь, что тебе чего-то не хватает. Начинает сниться, что ты заходишь в класс, здороваешься с детьми, снова изучаешь такие до боли знакомые произведения классиков. Ты видишь заинтересованные лица учеников, их робкие или чересчур самоуверенные высказывания по поводу прочитанного. И ты понимаешь, что это и есть настоящее счастье! И по-другому быть не должно!

08.10.2023 19:35


Рекомендуем курсы ПК и ПП