СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Почему мотивация даже важнее, чем интеллектуальные способности
Тяга к неизведанному заложена в человеке природой. Когда ребёнок узнаёт новое, или у него что-то начинает получаться, он получает удовольствие, у него даже выделяются так называемые «гормоны счастья» — дофамин, эндорфин.
Но учиться — это не только узнавать новое, но и тренировать свои навыки, доводить их до автоматизма, заниматься одним и тем же достаточно долго. Мотивация нужна именно на этом этапе учебного процесса: она может заставить нас долго и настойчиво делать одно и то же, хотя делать это вовсе не хочется. Иными словами, недостаточно просто «прочитать» таблицу умножения — нужно выучить её наизусть, уметь быстро вспоминать ответы, использовать эти знания для решения примеров и задач. Такая глобальная цель требует совместной работы ученика и учителя в том числе и в плане поддержания мотивации.
Очень важно, чтобы взрослый поддерживал интерес и мотивацию, когда ребенок учится чему-то новому. Не пытался заставить, действовать только с помощью системы наказаний. Потому что именно за счёт поддержания внутренней мотивации к обучению воспитывается позитивное отношение к освоению чего-то нового. Неважно, чему ребёнок будет с удовольствием учиться: жонглировать мячами или программировать на Scratch. В будущем ему это пригодится — особенно учитывая, что сегодня обучение на протяжение всей жизни становится социальной нормой. Главное, чтобы у ребёнка не было страха перед получением какого-то навыка: например, чтобы он при желании мог сам разобраться в создании сайтов или обработке фотографий в Photoshop.
Для того, чтобы привить ребёнку любовь к обучению, учителю важно хвалить не только за результаты и хорошие оценки, но и за усилия, старание, подчеркивать пройденный путь. Именно такой подход позволяет сформировать правильное отношение к учёбе и развить учебную мотивацию.
Вообще в школе происходит очень деликатный процесс: у ребёнка формируется уверенность в себе, самооценка. Так как для него ведущая деятельность — учебная. И самооценка ребенка во многом формируется в процессе этой деятельности. Поэтому на учителях и родителях лежит большая ответственность за то, как в итоге ребёнок будет себя воспринимать. Это замкнутая цепочка: чем больше мы думаем о самооценке конкретного ребёнка, заботимся о том, чтобы он чувствовал себя благополучно в ситуации обучения, подчеркиваем его достижения и сильные стороны, тем лучше он будет учиться и тем адекватнее будет его самооценка. Так мы работаем на его мотивацию.
© 2021, Журавлева Наталья Владимировна 514