СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Феномен тьюторства зародился в университетской среде Англии. В России первый университет появился на 600 лет позже, чем в Европе. И была заимствована не английская, а немецкая (гумбольдтовская) модель. Это обусловлено разными факторами: как тесными экономическими и культурными связями с Германией, так и тем в России отсутствовала городская культура в европейском ее качестве, предполагавшая независимость личности, место и свободное время для ее становления, особую среду, в которой бы вышеозначенные процессы осуществлялись в форме общения, бесед, обмена идеями и мнениями. Последний фактор обусловил и то, что из германской модели не была заимствована свобода в учении: посещение лекций разных профессоров и возможность учиться в разных университетах. Последнее в России XVIII в. и вовсе было невозможно, т. к. выбор был ограничен двумя высшими учебными заведениями.
Кроме того, в момент заимствования университета как института образования в нем уже сложилась система кафедр, что российское образование восприняло как должное. Ощущалась острая нехватка кадров: как своих, так и иностранных. В такой ситуации просто не было возможности для возникновения и развития внутреннего и внешнего свободного и открытого образования и феномена наставничества. Образовательная траектория выстраивалась вокруг центра – кафедры с готовыми учебными программами. И преподаватели, и студенты «вращались» вокруг этого центра, а скорость, характер и способ передвижения в образовательном пространстве задавался извне и не зависел от личностных особенностей студентов и преподавателей.
Отдельные элементы того, что можно было бы назвать тьюторством, в России того времени все же существовали: это традиция монастырских духовных наставников – старцев и институт домашних учителей – гувернеров.
© 2019, Пантелеева Людмила Геннадьевна 529