СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Однажды коллекционер Павел Третьяков написал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия…»
Такую правду увидел Третьяков в картинах Шишкина. С удовольствием покупал его работы. Среди прочих на очередной передвижной выставке в 1889 году приобрел картину «Утро в сосновом лесу». Резвящиеся медвежата в утреннем тумане, поваленная сосна… Трудно назвать более известную работу Шишкина.
Изначально картина называлась иначе — «Медвежье семейство в лесу». Когда она была доставлена Третьякову, он обнаружил, что подписей на картине оказалось две. Когда он платил за картину — на ней стояла одна подпись — Ивана Шишкина, когда получил — уже две. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Жесткий и принципиальный Третьяков, воспользовавшись французским скипидаром тут же стер подпись Савицкого. Покупал Шишкина — значит подпись будет только Шишкина.
Ведь в картине, говорил меценат, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину"
Так почему же подписи две? Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил ближайший соратник и друг Шишкина — художник Константин Савицкий. Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись. На сайте Государственной Третьяковской галереи, где сегодня находится картина, сообщается, что Савицкий добровольно отказался от авторского права.
-80%
© 2017, Павлова Татьяна Александровна 1066